Евхаристия
(от греческого eucharistia — благодарение)
Таинство церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. Это одно из семи таинств православной церкви, причащение присутствующих на литургии хлебом и вином (Святыми Дарами), приготовленными и освященными во время литургии. Совершается в воспоминание о последней трапезе Христа со своими учениками, во время которой он преломил хлеб и раздал вино, чудесным образом претворившиеся в плоть и кровь Сына Божия (Мф. XXVI, 17-35, Мк. XIV, 12-31, Лк. XXII, 17-38). Таинство причащения, учрежденное самим Христом, прообразует крестную жертву Спасителя и делает всех участвующих в нем причастниками тела Христова, то есть христианской церкви.
Изображение сцены евхаристии (причащения апостолов) широко распространяется в Х-ХI веках и помещается обычно в абсиде православных храмов, то есть там, где собственно происходит христианское богослужение. Включает в себя две группы апостолов (по шесть), возглавляемые соответственно Петром и Павлом, и одно или два изображения Христа - причащающего вином, а также изображения прислуживающих ангелов.
Католическое учение.
Католическая церковь учит об истинном и субстанциальном присутствии Христа в таинстве евхаристии через действительное пресуществление хлеба и вина в его Тело и Кровь. В этом таинстве Христос возобновляет жертву, принесенную им Богу Отцу, при посредстве назначенного им совершителя таинства (надлежащим образом рукоположенного священника), распространяет ее действенность на тех, кто участвует в жертвоприношении, и на тех, кому преподается таинство, и предает себя в пищу верующим.
В качестве богослужения евхаристия называется мессой, а в качестве таинства — причащением. Веществом для евхаристии служат хлеб (квасной в большинстве Восточных церквей и пресный — в Западной) и вино, смешанное с небольшим количеством воды (древний обычай смешивать вино с водою получает здесь символический смысл, знаменуя двуединство божественного и человеческого начала во Христе). После освящения это больше не хлеб и вино, однако они сохраняют свои внешние качества, под видом которых в них присутствует сам Христос. Верующие поклоняются Христу в Святых Дарах непосредственно во время мессы, а также в преждеосвященных или запасных Дарах, которыми верующих причащают в другое время. Всякий, кто принял крещение, может приобщаться Святых Даров; однако причастие будет благотворно лишь в том случае, если причащающийся пребывает в "состоянии благодати" (т.е. не исключен из церковного общения и не пребывает в состоянии смертного греха). В Западной церкви к причастию обычно допускаются те, кто достиг разумного возраста и соблюдал предписанный пост. Католики, достигшие возраста причастия, должны присутствовать на мессе по воскресным дням и определенным праздничным дням и должны причащаться хотя бы раз в год, на Пасху, а также при угрозе смерти (так называемый viaticum — пища для последнего странствия).
Протестантские учения.
Вожди Реформации, выступая против "механистических", в их представлении, воззрений на евхаристию, интерпретировали ее прежде всего как обетование прощения и милости к верующим силою жертвы, принесенной Христом. Лютер и лютеране настаивают на "реальном присутствии" Христа в веществах евхаристии. Кальвин и реформатские церкви учат только о "духовном" присутствии в хлебе и вине Тела и Крови Христовых, к которым приобщаются те, кто воспринимает их с верою. Другие протестанты понимают "преломление хлебов" как символическое напоминание о Тайной вечере, в котором Христос пробуждает и укрепляет веру Своих причастников. Даже те, кто отрицает "внешнее" таинство, например — Армия спасения или квакеры, верят, что приобщаются к некой скрытой духовной реальности. В англиканских церквах принято говорить о "реальном присутствии" Тела и Крови и о "жертве хвалы и благодарения", не давая более строгой дефиниции, которая указывала бы на приверженность католическому или традиционному протестантскому толкованию евхаристии; отношение к таинству евхаристии "высокой церкви" близко к католическому.
Некоторые ветви протестантских Церквей указывают на то, что сила Церкви была во времена Апостолов, а потому следует отказаться от привнесенных позже традиций и вернутся к апостольскому пути церковной жизни. В Деяниях Святых Апостолов указывается, что первые ученики «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46). По данным раннехристианских памятников Евхаристия в древности часто соединялась с агапой («вечерей любви»), то есть братской трапезой.
Фреска собора св. Софии в Охриде. Македония.
|
"Диспут" (спор о причастии). Станцы Рафаэля. 1509 г.
|