Левитан Исаак  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ниелло


(по-итальянски niello - от латинского niger - черный)

Наперсток (Северная чернь) Итальянское название черни. В технике ниелло в Италии XV-XVI в. исполнялись изображения на отдельных металлических пластинах. Чернью называют сплав серебра, свинца, серы и других варьирующихся компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.

Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, предмет подвергается обжигу, после чего на нём проявляется чёрный или тёмно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой. Чернение по серебру и другими металлам было известно уже в античном мире.

Изображения чернью (сюжетные, пейзажные, орнаментальные) выполняются на отдельных пластинах (например, в Италии в 15-16 в.) либо украшают бытовые предметы (посуда, столовые приборы, коробочки и т.д.), оружие, ювелирные изделия (чернь западноевропейская, индийская, прибалтийских и других народов).

Для серебра стран Ближнего Востока и Кавказа характерен орнаментальный черневой узор. Известны серебряные подвески, браслеты, лунницы с чернью русских мастеров 10-13 в. Чернь широко применялась русскими ювелирами 15-16 в., наибольшее разнообразие форм изделий и сюжетов черновых рисунков было достигнуто в 18 в. (Великоустюжское чернение по серебру). Чернь широко используется в художественном промысле обработки металла в Кубачи.

Портсигар (серебро, чернь)Чернению подвергают преимущественно серебряные высокопробные изделия; на них можно достичь наибольшего цветового контраста; кроме того, чернь очень красива на высокопробном золоте. На меди, низкопробном серебре, латуни чернь не получается, она крошится и отпадает. В основном металле должны быть сделаны плоские углубления, равные 0,3 мм. Эти углубления могут быть выгравированы, вычеканены, выдолблены или вытравлены. В настоящее время существует много рецептов черни, отличающихся по составу и цвету, начиная от серебристо-серых тонов и кончая черно-бархатными. Существуют варианты и в технологическом процессе ее приготовления, наложения и обжига.

Технология черневого процесса состоит из следующих операций:

Приготовление черни

Чернь состоит из серебра, меди, свинца (или олова) и серы, сплавленных в различных пропорциях; для лучшего ошлаковывания и предохранения от окисления в процессе варки добавляют флюс. Существует несколько способов приготовления черни. Один из них очень древний, другие разработаны и применяются в наше время.

Наложение и обжиг черни

Перед наложением черни поверхность изделия тщательно шлифуют: на ней не должно оставаться случайных царапин и рисок, в которые могла бы попасть чернь и исказить рисунок. Края изделия и места пайки, а также участки поверхности, на которых не должно быть черни, обмазывают огнеупорной глиной, размешанной в воде. Глина предохраняет места пайки от выгорания припоя и, кроме того, не дает черни расплываться. Глину немного просушивают. Существует два приема наложения черни: сухой и мокрый.

Крест (серебро, гравировка, золочение, чернь)Сухой способ заключается в том, что поверхность, подлежащую чернению, смачивают водным раствором поташа, буры и поваренной соли и на нее насыпают тонко измельченный и просеянный через сито порошок черни; затем изделие осторожно просушивают. Чернь, случайно попавшая на места, не подлежащие чернению, удаляют. В таком виде изделие поступает в обжиг, который проводят в муфеле при температуре 300—400 °С.

Мокрый способ отличается тем, что чернь на изделие накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой; при этом очень важно, чтобы углубления были чистыми, свободными от жира. Сырую тонкопорошковую смесь черни, разведенную на хлористоаммониевом растворе, кисточкой или шпателем наносят в углубления. Смесь кладут по возможности густо и слегка утрамбовывают шпателем. Углубления должны быть заполнены до краев; при тонких гравированных рисунках всю поверхность следует покрыть черневой смесью. Заготовку оставляют на некоторое время стоять, чтобы испарилась вода.

Удаление излишков черни и отделка изделий

После оплавления чернь прочно соединяется с металлом изделия и не отстает от него даже при деформации предмета. Ответственной операцией является удаление излишков черни, которая заливает после оплавления значительную часть поверхности изделия, выходя за рамку или край рисунка. Излишки черни удаляют шабровкой или опиливанием напильником (выснимка) до появления рисунка. Эту работу производят аккуратно, чтобы не захватить и не спилить рисунок. Затем изделие шлифуют; в процессе этого окончательно проявляется весь рисунок, и, если нужно, изделие полируют. Часто фон изделия дополнительно обрабатывают резцом (гравируют) или канфарником.

При окончательной отделке изделия иногда золотят. В современных условиях золочение осуществляют в гальванических ваннах. Следует иметь в виду, что чернь, в отличие от эмали, хорошо проводит ток, поэтому поверхности, покрытые чернью, необходимо тщательно изолировать защитным лаком, иначе они окажутся вызолоченными.

Кошелек серебряный (чернь)
Кошелек серебряный.
Чернь.
Россия, 1881 г.

Поцелуйный образ в форме креста (чернь)
Поцелуйный образ в форме
креста.
Серебро, рубины, сапфиры,
аквамарины, литье,
гравировка, чернь.
Италия XVI век.

Портсигар (чернь)
Портсигар.
Серебро, золото. Чернь.
1928 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта