Аrtis septimus decimus aetas (Искусство XVII века)
Искусство XVII века – это искусство постренессансной эпохи, своеобразие которой очерчивается границами, в целом совпадающими с хронологическими границами семнадцатого столетия, что само по себе — достаточно редкое явление в истории искусства. Семнадцатый век часто называют «эпохой Барокко», однако такая характеристика недо-статочна, поскольку историческая картина художественных направлений, течений и стилей в эту эпоху намного сложнее.
Первая особенность культуры XVII в. заключается в стремительном изменении и разрушении представлений о мире, сложившихся в эпоху Возрождения, прежде всего в Италии. Отсюда название: постренессансная эпоха
Великие географические открытия, колонизация Нового Света, обоснование гелиоцентрической системы мира Н. Коперником (1543), ее развитие Г. Галилеем в книге «Диалог о двух главнейших системах мира» (1632) и математическое обоснование, сделанное И. Кеплером (1610-е гг.), привели к тому, что идеалистический антропоцентризм и ренессансная материалистическая философия перестали удовлетворять художественным потребностям эпохи.
В 1660—1670-х гг. И. Ньютон разрабатывал «небесную механику» и оптику, в частности экспериментально показал разложение световых лучей на отдельные цвета спектра. Классический образ замкнутой и статичной Вселенной в форме сферы — символ идеальной гармонии, созданный писателями-гуманистами и художниками, — более не соответствовал мысленной реальности. Искусство ответило на эти кардинальные изменения возникновением трех основных тенденций. Первая заключалась в стремлении любой ценой удержать, сохранить идеалы Классицизма. Это породило академизм болонской и римской школ.
Вторая тенденция воплощалась в создании произведений, развивающих формальные достижения эпохи Возрождения, но не в привычном классицистическом русле, а в драматических коллизиях и на пряжении нового стиля Барокко.
Третье течение «снимало» трагическую напряженность эпохи изысканностью и причудливостью форм, изощренной виртуозностью, ласкающей глаз красивостью. Это было искусство Маньеризма. Названные тенденции развивались в искусстве XVII в. практически одновременно, взаимодействуя между собой, и порождали широкий спектр региональных и национальных вариантов художественных течений и стилей.
Картина маслом “Московский кремль“ 17-й век.
|
Картина 17-го века “Менялы“.
|
Скульптура 17-го века во Франции.
|