Левитан Исаак  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Эстамп


(по-французски estampe, от итальянского слова stampa — печать, оттиск)

Тайная Вечеря (А. Дюрер)Это печатное изображение, первоначально выгравированное или нарисованное на какой-либо основе: металле, дереве, литографском камне. Эстамп занимает важное место в истории западной культуры. Он тесно связан с историей книгопечатания, бывшего главной отраслью потребления эстампа и значительно повлиявшего на его развитие.

Различают три главных типа гравюры: выпуклая гравюра (углубления на доске, как правило, деревянной, соответствуют белым частям оттиска), углубленная гравюра (углубления соответствуют черным частям оттиска) и литография, которая не является в строгом смысле гравюрой, поскольку краска наносится на плоскую доску, а оттиск, кроме некоторых случаев, не имеет рельефа.

В Европе эстамп появился около 1400 г., возможно даже около 1350 г. Сначала появилась гравюра на дереве, затем — на меди. С появлением углубленной гравюры печать эстампов начала развиваться в прирейнских странах.

В Италии основным центром эстампа стала Флоренция. Флорентийские гравюры этого периода, в которых чувствуется влияние перового рисунка, создавались в кругу Боттичелли. Но величайшим гравером своего времени, влияние которого трудно переоценить, был Дюрер. Он придал гравюре на дереве совершенство рисунка и композиционные качества живописи. Каждый лист Дюрера — подлинный шедевр. Он работал также в технике гравюры на меди и создал несколько офортов на стали.

В Германии в первой половине XVI в. графика была представлена работами Ханса Бургкмайра, Ганса Бальдунга Грина, Вехтлина, Лукаса Кранаха, Урса Графа. Нидерландский мастер Лука Лейденский был подвержен влиянию Дюрера и итальянца Маркантонио Раймонди. Раймонди является родоначальником репродукционной гравюры, просуществовавшей до XIX в. В кругу Рафаэля кьяроскуро, введенная Уго да Карпи, соперничала с резцом. В XVI—XVII в. репродукционная гравюра получила распространение во Фландрии благодаря деятельности Иеронимуса Кока, опубликовавшего произведения Брейгеля.

Лукреция (М. Раймонди) Голландский маньеризм конца XVI века представлен школой Г. Готциуса, из которой вышли первые граверы, работавшие по эскизам Рубенса. Офорт, в котором сочетаются черты сухой иглы и резца и который появился около 1500 г., у Пармиджанино, а позже, Скьявоне, стал гибкой и богатой техникой. Бароччи использовал травление. А. Карраччи в своих работах соединял офорт с резцом. Вскоре последовал новый всплеск искусства гравюры, проявившийся в творчестве Гвидо Рени, Белланжа, Ван Дейка и, особенно, Рембрандта, посвятившего эстампу значительную часть своего творчества. Офорт имел большой успех во Франции, Голландии и Италии.

Калло, первым среди французских художников, выполнил серию офортов: «Каприччи» и «Бедствия войны». Он был рисовальщиком и гравером. Его влиянием отмечено творчество Стефано дела Белла, Абрахама Бросса, Перелле и Исраэля Сильвестра. Наряду с этими профессиональными граверами, французские граверы-портретисты — Жан Морен, Клод Меллан — переводили в гравюру свои собственные рисунки и работы других художников. Эта традиция была очень стильная в XVII веке, и продолжилась в следующем столетии. Художники XVII—XVIII в. стремились достичь в резцовой гравюре и офорте большую мягкость (так появилась, например, «карандашная манера»).

В XVIII веке профессия гравера достигла наивысшей технической утонченности. Некоторые французские художники стали авторами собственных офортов, например, Ватто, Фрагонар и Габриэль де Сент-Обен.

В Венеции эстамп приобрел большое значение благодаря Каналетто, Тьеполо и Пиранези. Офорты Пиранези («Тюрьмы» и многочисленные «Виды Рима») считаются шедеврами искусства XVIII в. Под влиянием Тьеполо Гойя в своих работах использовал свободную и выразительную технику акватинты, подчас имитирующую акварель.

Широкое распространение литографии, открытой в конце XVI в., относится уже к эпохе романтизма (тот же Гойя). В Англии офортисты были сатириками, создававшими гравюры быстро и свободно. Самым знаменитым был Хогарт, по рисункам которого гравировали другие мастера-граверы.

Диоген (Уго да Карпи) В XIX в. с развитием техники и изобретением фотографии произошел всплеск графического искусства. Появились новые техникицветная гравюра на дереве и литография, к которой обращались многие художники, в частности, Домье. Оноре Домье способствовал формированию характерных черт эстампа XIX века. Параллельно, в творчестве Прюдона, развивалась и репродукционная гравюра. Такие художники, как Жерико и Делакруа, обращались к литографии, а Поль Юэ, Добиньи, Милле, Уистлер — к офорту. Последователями этих офортистов стали импрессионисты: Мане, Дега и особенно Писсарро.

Около 1890 г. начался период возрождения эстампа. Цветная литография процветала благодаря работам ведущих мастеров. Но подлинный успех имели плакаты (Жюль Шере и А. Муха). Серию шедевров в этом жанре создали Боннар и Тулуз-Лотрек. Благодаря им литография вышла на улицы городов, принимая монументальные размеры. Художники не ограничивались плакатами, новшества проявлялись и в отдельных литографиях, и в целых сериях. В этой области успешно работали, почти все художники группы «Наби». Благодаря творчеству Уильяма Морриса, Гогена и Мунка возобновился интерес к гравюре на дереве. Работы Мунка, лучшие из которых исполнены в период до 1900 г., были продолжены немецкими экспрессионистами, которые увидели в эстампе абсолютный художественный язык (Кирхнер, Нольде, Мюллер, Шмидт-Ротлуфф, Хеккель).

Кубизм способствовал некоторому возрождению классического офорта и резцовой гравюры (Пикассо, Брак, Маркуси, Вийон). Дань гравюре отдали почти все великие мастера XX в. Прекрасные произведения созданы Матиссом, Клее, Шагалом, Миро. Сегодня эстампы предназначаются скорее для книжной иллюстрации или для украшения стен, нежели для коллекционирования. Так же можно объяснить и распространение литографии, исполнение которой нередко поручалось мастеровым, — но литография слишком легко превращалась в роскошную репродукцию. Исключением являются, конечно же, литографии Дюбюффе.

Шелкография — это техника эстампа, основанная на использовании экранов из непромокаемого шелка, расположенных между бумагой и тушью. Эту технику успешно применяли в Китае и Алберсе.

Праздник на площади Синьории во Флоренции (Ж. Калло)
Праздник на площади Синьории во Флоренции.
Ж. Калло.

Собор св. Петра (Дж.Б. Пиранези)
Собор св. Петра.
Дж.Б. Пиранези.

Три креста (Рембрандт)
Три креста.
Рембрандт.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта