Мир искусства
Художественное объединение, сыгравшее исключительно важную роль в истории русского символизма и модерна. Предыстория «Мира искусств» началась с группы «Невские пиквикианцы», образованной в 1887 г. учащимися петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.
Под руководством Дягилева, ставшего главным идеологом группы, камерные «Невские пиквикианцы» превратились в экспансивный «Мир искусства». В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) — К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.
Их первым масштабным публичным выступлением явилась «Выставка русских и финляндских художников», состоявшаяся в начале 1898 г. Наряду с членами кружка в ней участвовали А.М. Васнецов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, И.И. Левитан, С.В .Малютин, А.П. Рябушкин, В.А. Серов, а также финские мастера (А. Галлен-Каллела, А. Эдельфельт и др.). В том же году начал выходить журнал «Мир искусства»; его издателями были княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов, главными же идеологами были Бенуа и Дягилев.
Благодаря журналу укрепилась взаимосвязь символистских тенденций в литературе и изобразительном искусстве, чётче проступили параллели нового искусства России и Западной Европы, – русский изобразительный символизм окончательно самоопределился. На последующих выставках к «Миру искусства» примкнули И.Я. Билибин, А.Я. Головин, М.В. Добужинский, Д.Н. Кардовский, Е.Е. Лансере, М.В. Нестеров, А.П. Остроумова-Лебедева, Л.О. Пастернак, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, Н.К. Рерих, К.Ф. Юон, М.В. Якунчикова и немало других художников.
Главная идея объединения была выражена в статье известного мецената и знатока искусства Сергея Павловича Дягилева (1872—1929 г. ) «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно.
«Мир искусства» открыл для русской публики немало интересных и неизвестных ей ранее явлений западной культуры, в частности финскую и скандинавскую живопись, английских художников-прерафаэлитов и графика Обри Бёрдсли. Огромное значение для мастеров, объединившихся вокруг Бенуа и Дягилева, имело сотрудничество с литераторами-символистами. В двенадцатом номере журнала за 1902 г. поэт Андрей Белый опубликовал статью «Формы искусства», и с тех пор крупнейшие поэты-символисты регулярно печатались на его страницах. Однако художники «Мира искусства» не замкнулись в рамках символизма. Они стремились не только к стилевому единству, но и к формированию неповторимой, свободной творческой личности.
Классический период в жизни объединения пришелся на 1900—1904 г. — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства». В процессе выставочного самоопределения «Мира искусства» базисное значение имели национально-романтические тенденции, продолжавшие «русский стиль», сложившийся в абрамцевском кружке. Другим, не менее (если даже не более) важным полюсом движения был программный «европеизм», которого придерживались члены-основоположники, входившие в первоначальный петербургский кружок.
Разделение касалось и обострившегося интереса к национальному наследию: приверженцев «русского стиля» влекла допетровская Русь, «западников» – 18 столетие, рокайльно-классицистический «век Просвещения». В любом случае объединяющим началом служил пассеизм, романтический культ прошлого, которое противопоставлялось «вульгарной» современности в форме красочной стилизации или пародийного гротеска, поэтому особое развитие в искусстве этого круга получили книжный дизайн и сценография – с их замкнутыми в себе, узорчатыми мирами историко-ретроспективных грез и фантазий. Модернистский культ изысканно-театрализованной, «нездешней» красоты резко отделял «мирискусников» от несравнимо более консервативных «передвижников», но, с другой стороны, и от нарождавшегося русского авангарда, менее элегически-созерцательного и гораздо более активно открытого не только к прошлому, но и к настоящему и будущему.
Как цельное литературно-художественное объединение «Мир искусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и литераторами привели в 1904 г. к тому, что журнал закрыли. Возобновление в 1910 г. деятельности группы уже не могло вернуть её былой роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно переключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка. Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике.
Вечерние тени. К.А. Сомов. 1915 г.
|
Пан. М. Врубель. 1899 г.
|
Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник». А.Н. Бенуа, 1904 г.
|