Декоративность
(от латинского decorо — украшаю)
Художественные свойства, которые умножают художественные и эмоционально-выразительные качества произведений пластических искусств. Декоративность свойственна всем видам искусств и выступает как закономерное явление, без которого нельзя представить себе монументальное искусство.Декоративность свойственна всем видам искусств и выступает как закономерное явление, без которого нельзя представить себе монументальное искусство. Её можно рассматривать как непосредственно-чувственную, художественную форму внутренней структуры произведения, которая последовательно и ярко выражается в синтезе искусств. Проявление монументальных и декоративных качеств, их взаимосвязь зависят от многих причин: господствующих эстетических идеалов, стилевого направления искусства, социальных задач общества, пространственных концепций, методов зодчества, используемых материалов и конструкций.
Декоративность в соответствии со структурой модели восприятия в той или иной мере присуща произведениям, апеллирующим ко всем уровням восприятия. Переход содержания в плоскость более локальных задач приводит к некоторому смещению акцентов - декоративность может стать ведущим проявлением художественной формы. Это характерно, в частности, для витражного искусства середины и конца XIX века. Приняв за идеал искусство средневековья, неоготика поверхностно отнеслась к его богатому философскому содержанию. Драматичная игра цвета и света, смелая и мощная графика готического витража, выражавшие значительность христианской идеи, сменилась в неоготике на гармоничные, спокойные, сдержанные по цвету "картины в стекле".
Нередко сами архитектурные формы в процессе тектонического освоения получают декоративное выражение. В архитектуре воплощение структурной формы - решётки каркасов, расположение проёмов, членения сборных стен и объёмов - часто принимают орнаментальный характер. Отделить декоративные элементы от конструктивной основы не всегда возможно, настолько естественно они сплавляются в единое целое. Поэтому закономерно говорить об определённом единстве монументальной и декоративной сущности в художественной форме архитектуры. В пространстве готического собора витраж преобразовывал стену в новый синтетический вид: это даже не стенопись, где живопись создаёт иллюзию исчезновения стены, витраж заменяет стену, принимает на себя её функции.
Архитектура XX века с её новыми строительными материалами, техническими средствами, заново открыла эту сторону витража. В современном зодчестве с большими пространствами остеклённых помещений, окно перестало быть проёмом, а стена превратилась в витраж в прямом смысле слова, как это произошло, например, в здании Капеллы Иоханесбанд. Здесь цветное стекло стало основным декоративным акцентом интерьера. Новые возможности в эпоху научно-технической революции несоизмеримо расширили перспективы для поисков нетрадиционных художественных средств выразительности витража. При этом возникает сомнение, не размываются ли границы понятия "витраж", не теряется ли при этом веками сложившееся представление о ценности витража, его уникальности? Конечно, чисто декоративная роль витража, скрытая в силе его цветового воздействия, в современной архитектуре вполне правомерна. Весь вопрос состоит в том, насколько содержательна и значительна эта декоративность в контексте образно-структурного решения архитектурного объекта.
Уже в 20-е годы нашего века сложилось понимание задач монументального искусства, которое было тесно связано с идеалами строительства нового мира, разрыва со старой средой и старым бытом. Этот идеал, программой и моделью которого представлялось искусство, включал в себя не только социальное освобождение, устранение унаследованных от прошлого противоречий и жизненных норм, но и создание нового быта на началах рациональной организации жизни, творчество новой, разумно моделированной предметной среды. С этими идеалами были связаны архитектура и дизайн конструктивизма, а монументальное искусство принимало на себя особую функцию - дать прообраз формирующегося мира. Таким образом, назначение монументального искусства оказывалось двойным: изображение принадлежало предметно-пространственной среде, создававшейся средствами архитектуры (в старых зданиях оно выступало как провозвестник новой среды), одновременно оно было изобразительным прообразом идеального мироустройства. Лозунгом дня стал "синтез искусств", в котором монументальному искусству отводилась роль изобразительно-декоративного акцента в однородном, бесконечно повторяющемся чередовании архитектурных типовых элементов. При этом возможность создания сложных, углублённых по своему содержанию композиций сводилась к минимуму, но такая потеря считалась естественным следствием различий между станковым и монументальным искусством.
Декоративность в интерьере.
|
Декоративность в архитектуре.
|
Адыгейская декоративность.
|