Музеи художественные
(по-латински мuseum, от греческого мuseion — храм муз)
Искусствоведческие просветительские и научно-исследовательские учреждения. В музеях хранят, реставрируют, изучают, экспонируют, комплектуют, собирают, популяризируют разнообразные произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства, памятники археологии, архитектуры, этнографии, истории и т.д.
История.
Истоки образования художественных музеев восходят к древним временам, когда памятники искусства собирали и хранили в термах Древнего Рима, а также в монастырях и церквях средневековой Европы. Упорядоченное собирательство произведений искусства началось со времён Возрождения. Именно в 16 веке были образованы старейшие художественные музеи (парижский Лувр, Прадо в Мадриде и др.). Формирование ведущих музеев Европы закончилось к 19 в., когда они стали доступны для массового посещения. В России произведения искусства хранили в ризницах монастырей, соборов и церквей (Троице-Сергиева лавра). С 16 столетия было начато создание коллекции московской Оружейной палаты.
В 17 в. художественные произведения коллекционировали образованные бояре — В.В. Голицын, А.С. Матвеев, Б.М. Хитрово. В начале 18 века Петр I начал организовывать музеи, в которых (например, в Кунсткамере в Петербурге) коллекция художественных произведений не отделялась от предметов естественнонаучного характера. Впечатляющие собрания статуй и картин были созданы в царских дворцах в 18 в. (в Павловске, Петергофе, Гатчине, и особенно в петербургском Эрмитаже) и домах знатных дворян (Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и других). В 19 в. наряду с частными коллекциями Ф.И. Прянишникова в Петербурге, К.Т. Солдатёнкова, П.М. и С.М. Третьяковых, И.С. Остроухова в Москве, Б.И. Ханенко в Киеве, полностью или частично доступными для публики, начали функционировать открытые для всех художественные музеи: Эрмитаж, отделение изящных искусств при Румянцевском музее в Москве, Третьяковская галерея, Русский музей, Радищевский музей в Саратове. В 1912 г. открылся Музей изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). После Октябрьской революции художественные музеи значительно пополнились за счёт национализации частных собраний, были открыты многие новые художественные музеи.
Структура.
Художественные музеи, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, должны включать экспозиционные залы, запасники — хранилища фондов, выставочный зал, реставрационные мастерские, библиотеку с читальным залом, фототеку и фотолабораторию и др. Экспозиция художественных музеев строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства, нередко она имеет комплексный характер — в одних залах вместе экспонируются произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства (как, например, в Эрмитаже, за рубежом — в Национальном музее в Праге, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке). В некоторых музеях экспозиция строится частично (например, в Лувре) или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.
Какими бывают художественные музеи.
Коллекции художественных музеев состоят чаще всего из подлинников, но иногда — из слепков и копий. Первый музей слепков был создан в 1827 г. в Бонне. Наиболее известны такие музеи слепков как Королевский музей Альбертинум в Дрездене (с 1887 г. находится в перестроенном здании Арсенала), Музей изящных искусств в Москве (ныне — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
С начала 19 в. для художественных музеев стали строить специальные архитектурные сооружения с выставочными залами, оборудованными для нужд экспозиции, запасниками (хранилищами фондов), научными, научно-вспомогательными отделами, реставрационными мастерскими, научной библиотекой, фототекой, фотолабораторией, архивом, лекторием. Многие музеи и по сей день размещаются в исторических зданиях, составляя с ними единый комплекс: дворцы-музеи в Версале, Ватикане, Фонтенбло, Сан-Суси, Петродворце, Гатчине, Павловске; музеи-усадьбы в Кускове, Останкине, Абрамцеве, Талашкине. В некоторых случаях, по мере увеличения коллекций, к историческому зданию либо пристраиваются современные выставочные павильоны, либо перестраиваются старые дома, примыкающие к музею.
Иногда экспозиция музея размещается прямо под открытым небом: парк скульптур Мидделхейм в Антверпене, сад Миллеса в Стокгольме. Существует особый вид художественного музея, включающий в себя территорию части города или парка: Ярославово Дворище в Великом Новгороде, музеи-заповедники в Ярославле, Владимире, Ростове, Суздале. Музеи-заповедники хранят и экспонируют памятники архитектуры совместно с произведениями современного им изобразительного (монументального и станкового), а также декоративно-прикладного искусства.
В последнее время памятники деревянного зодчества перевозят из различных мест, создавая реконструкции национальных селений: Скансен в Стокгольме, Латвийский этнографический музей под открытым небом в Риге, Витославицы под Великим Новгородом. Комплекс пирамид и храмов Древнего Египта в Гизе, Акрополь в Афинах, римские форумы также причисляются к архитектурным музеям.
Некоторые города считаются городами-музеями: Ассизи (Assisi) и Венеция в Италии, Каркассонн (Carcassonne) во Франции и другие. Во многих городах Италии, Франции, Турции, России, Германии и других стран в действующих церквях, соборах, монастырях, мечетях хранятся прославленные древние памятники религиозного искусства: мозаики, фрески, иконы, скульптура.
Главный музей изобразительных искусств Армении.
|
Музей Метрополитен в Нью-Йорке.
|
Национальный художественный музей Лувр. Париж.
|