Левитан Исаак  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Евангелия


(от греческого euangelion - буквально "благая весть")

ЕвангелиеCочинения раннего христианства, повествующие о жизни Иисуса Христа. Это книги, почитаемые как священные в христианстве (и, в меньшей степени, в исламе), в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении. Евангелия составляют 4 книги евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелия входят в состав книг Нового Завета. Наиболее ранними источниками, упоминающими четыре канонические Евангелия, являются Апостольские правила (IV век) и деяния Лаодикийского собора (364 год). Первые три текста содержат немало параллельных мест, и именуются синоптическими(от греческого синопсис — обозрение)с XVIII века, после того как Иоанн Якоб Грисбах издал их в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами. Евангелие же от Иоанна отличается характером повествования от первых трех и во многих частях дополняет их (поскольку было написано значительно позже них). Евангелисты Матфей и Иоанн были из числа двенадцати, остальные два - Марк и Лука - из числа учеников Апостолов (первый - апостола Петра, второй - апостола Павла). Согласно подсчетам богословов и исследователей, в Евангелии от Марка обнаруживается 93% материала, совпадающего с текстами других Евангелий, и 2% — отличного от других; в Евангелии от Матфея соответственно — 58% и 42%; в Евангелии от Луки — 41% и 59%; в Евангелии от Иоанна — 8% и 92%. Из этого совершенно очевидно, что или Евангелие от Марка было записано раньше других (это подтверждает и филологический анализ текста), а два других синоптических Евангелия опирались на него, или был некий общий источник (краткие записи логий, или речений, Иисуса, устные предания), к которому так или иначе ближе оказывается евангелист Марк. Также многие видят сходство между четырьмя Евангелиями и четырьмя животными (Иез. 1.5-13; Отк. 4.6-8), лица которых соответствуют тому характеру Христа, который наибольшим образом отражен в отдельных Евангелиях: в Евангелии от Иоанна - лицо Божие (орел), в Евангелии от Луки - лицо Истинного Человека (человек), в Евангелии от Марка - лицо Слуги (телец) и в Евангелии от Матфея - лицо Царя (лев). Евангелия были написаны: от Матфея - как полагают, вначале по-арамейски около 48 г. (но это маловероятно), а позже (около 58 г.) было переписано по-гречески; остальные три написаны сразу по-гречески: от Марка - около 55-58 г., от Луки - около 60 г. и от Иоанна - около 90 г. по РХ.

Содержание.

Матфей за созданием евангелияВ Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи. Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях. Синоптические Евангелия стали источником многих сюжетов, цитат и идей для европейской социальной культуры последующих столетий. Широко известны Рождество младенца Иисуса Христа, Нагорная проповедь и Заповеди блаженства, Преображение, Тайная вечеря, Воскресение и Вознесение. Основные, упомянутые в Евангелиях, события в жизни Христа постепенно стали отмечаться в качестве церковных праздников теми народами, которые приняли христианство. под соответствующим названием).

Неканонические Евангелия.

Помимо четырех канонических Евангелий известно довольно большое количество Евангелий апокрифических. Некоторые из них близки по форме и стилю каноническим, например, "Евангелие от евреев" (еще в 4 в. было известно не только в греческом переводе, но и в арамейском подлиннике). Другие сильно отклоняются и от духа раннего христианства, и от специфической формы "благовествования", включая в себя всяческие диковинные, фантастические, сказочные эпизоды. Таковы апокрифы о детстве Девы Марии и Иисуса — "Евангелие от Фомы", "Первоевангелие Иакова Младшего" ("Протоевангелие Иакова"), латинское псевдоевангелие Матфея. Образы канонических Евангелий подвергаются в апокрифах этого типа безудержному расцвечиванию и грубой вульгаризации (так, отрок Иисус изображен как опасный маг, использующий свою силу для расправы со сверстниками и учителями). Церковь боролась с этим видом низовой словесности, но истребить его не могла; он был слишком связан со стихией фольклора и слишком дорог читателю. На протяжении всего Средневековья апокрифы "любят, читают, а нередко и создают заново" (Аверинцев). Другой тип апокрифических Евангелий идет по пути религиозно-философского переосмысления евангельского сюжета, указанному в Евангелии от Иоанна: это, прежде всего, еретические Евангелия, трактующие жизнь и миссию Христа в русле гностицизма: "Евангелие от египтян", "Евангелие от Филиппа", "Евангелие от Иуды", "Евангелие Евы", "Евангелие Истины" и т. д.

Состав книг Священного Писания (куда вошли Евангелия) был зафиксирован Церковью в IV веке, однако структура четырёх Евангелий, имеющих Божественное происхождение, была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем церковные деятели (святые отцы и учители Церкви) написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского, жившего в XI веке. В наше время толкования Евангелия переведены на русский язык и доступны в сети.

Пересопнинское Евангелие
Пересопнинское
Евангелие.
Лист с изображением
евангелиста Луки.
1556-1561 г.

Евангелие в окладе (1772 г.)
Евангелие в окладе.
1772 г. Москва.

Фрагмент Евангелия от Иуды
Фрагмент папируса
с текстом
Евангелия
от Иуды.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта