Левитан Исаак  


Открытия в Европе

Весна в Италии. 1890Левитан очень любил показывать в своих картинах передачу движения света в природе. Он делал это в самые любимые свои часы – в часы утренней и вечерней тишины. Лев Толстой довольно часто упоминал, что люди «как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая». Картины Левитана призывают к чистому, ясному, полноводному течению вашей жизни. Все это можно увидеть на картинах Левитана.

В развитии художника важную роль сыграла его первая поездка в Западную Европу в конце 1889 - начале 1890 года. Исаак Левитан отбыл туда для того, чтобы познакомится с современной живописью, которая была так широко представлена в Париже на Всемирной выставке. Вероятно, особенно интересовали его устроенная там ретроспективная экспозиция творчества давно любимых им художников барбизонской школы Камиля Коро, Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо и произведения импрессионистов. По словам Нестерова, друга Левитана, данная поездка придала Исааку большей уверенности в себе и своих работах.

Там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен. Левитан написал во Франции и в Италии, куда ездил после Парижа, целый ряд пейзажей. Среди них есть работы, относящиеся к лучшему из созданного русскими художниками за рубежом. Одной из лучших картин во всем европейском искусстве представляется лаконичная картина «Берег Средиземного моря». Нежная гамма голубых и опаловых тонов, мерный ритм волн, набегающих на песчаный берег, отуманенная даль неба и моря запечатлены в этой картине так чутко и одухотворенно, что зритель как бы теряет ощущение времени, причащается к музыке вечности.

Довольно красивые пейзажи были написаны Левитаном в Венеции и в итальянских Альпах. Изображение величаво возносящихся к небу белоснежных горных вершин часто сочетается в них с приметами мирного быта людей, домиками, ютящимися в предгорьях, весенними садами. Картину «Весна в Италии» Левитана отличает пастельная мягкая бархатистость и чистота цвета. Но сам художник, как и после крымской поездки, работой на «европейской натуре» удовлетворен не был. Действительно, хотя среди «западных» пейзажей Левитана есть очень тонко написанные, красивые вещи, им несколько не хватает сердечности его российских работ.

Подобно своим учителям Перову и Саврасову, Левитан принадлежал к типу художников, для которых условием полноценного творчества была возможность вполне знать и душевно прочувствовать внутреннюю жизнь, придающую смысл и значение внешним образам, что относится и к жизни природы, ее ритмам, ее «душе», с которой связан дух художника. Не случайно Левитан и в 1890 году, и позднее, оказываясь на Западе и высоко отзываясь о европейской культуре и удобствах быта, вскоре начинал тосковать по любимой русской природе. Весной 1894 года Левитану приходилось писать Аполлинарию Васнецову из Ниццы. Левитан не раз писал в то время: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист».


На Чёрном море начинает разыгрываться буря. 1881 (И.К. Айвазовский)

Осеннее утро. Туман, 1887 (Левитан)

Над вечным покоем.


 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Биография > В Европе
Поиск на сайте   |  Карта сайта