Левитан Исаак  


И. Гинзбург - "Левитан". Страница 1

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11


Чем дальше развивается и крепнет наша страна, тем сознательнее и любовнее смотрит вокруг себя советский человек. Радостный труд и культурный отдых приводят к тому, что тяга к природе растет с каждым днем. И потому все большее значение приобретает пейзажная живопись: она раскрывает зрителю то, что каждый может увидеть собственными глазами, от чего каждый может получить частиц настоящей творческой радости, но что не каждый умеет понять сам, без помощи художника, так же как далеко не всякий может прочесть написанную музыку без помощи талантливого исполнителя.

Подобно тому как «только музыка пробуждает музыкальное чувство человека»1, так богатства изобразительного искусства воспитывают в человеке уменье наслаждаться природой, учат видеть ее яркость и своеобразие даже там, где неопытный взгляд не заметит ничего примечательного.

«Образование пяти чувств, это – продукт всей всемирной истории»2, говорил Маркс. История нашей советской страны привела к раскрепощению чувств миллионов людей. Человек – всякий человек, а не избранные единицы – получил у нас фактическую возможность наслаждаться природой.

О настоящее художественное наслаждение природой выше получаемого от нее обычного удовольствия. Оно может и должно воспитываться на лучших образцах мировой художественной культуры. Вначале любуясь природой непосредственно, затем постигая природу через искусство, каждый человек научится видеть и понимать в природе живописное, те. Те стройные и закономерные отношения предметов, пространства, цвета и света, которые – раз понятные – хотя, конечно, и не создадут в каждом отдельном случае нового художника, тем не менее сделают доступными миллионам людей творческие радости искусства.

Не всякая пейзажная живопись может служить этой цели. К своей работе над пейзажами художники подходили и подходят по-разному. История мирового искусства показывает на многочисленных примерах, какими извилистыми путями постигали художники природу как труден и часто ошибочен бывал путь к ее претворению в искусстве, но и каких высот достигали крупнейшие мастера в ее изображении.

Лучшие образцы искусства учат нас вдеть в окружающих предметах, людях, природе – общее, основное и характерное даже там, где оно выражено художником очень сдержанно и лаконично. Но это существенное и важное только тогда становится для зрителя убедительным и понятным, только тогда его волнует, когда оно художнику близко знакомо и прочувствовано им.

Величайшие произведения искусства одинаково велики как любовью художников к жизни, к людям, свободе, к родной стране, так и ненавистью к угнетателям человечества. Поэтому, связанные с эпохой, классом и биографией мастера, с его взглядами, вкусами даже с бытовым его окружением, великие произведения тем больше поднимаются над всем этим, чем глубже и правдивее видел художник окружающий его реальный мир, чем глубже и сильнее было чувство мастера к предмету его художественного познания.

На первый взгляд, в пейзажной живописи нет места никаким иным чувствам, кроме любви к природе. Но это – только на первый взгляд. Природу можно видеть разно. И в пейзаже художник дает возможность зрителю понять и почувствовать свое общее отношение к миру. Поэтому так различна мировая пейзажная живопись, поэтому к ней приложима та же оценка, что и ко всякому иному большому искусству.

В истории русской живописи нет человека, который мог бы с таким же правом претендовать на звание лучшего русского пейзажиста, как Исаак Ильич Левитан.

Искусство Левитана было подготовлено всем предшествующим развитием русского искусства. Оно вобрало в себя, подобно искусству всех больших художников, опыт многих и многих предшественников. Оно впитало в себя их лучшие заветы, не исполнившиеся чаяния и надежды, подмеченные ими черты русской природы. Оно переработало, проверило на собственном долгом и трудном опыте не только одну русскую природу и русскую живопись.

Левитан хорошо знал русскую жизнь, был близко знаком с крестьянством и на собственной судьбе познал тяжесть бесправия. Страстно любя русскую культуру: литературу, искусство, музыку, он был настоящим национальным русским художником, впервые глубоко освоившим русскую природу. Он был также художником-реалистом, потому что видел эту природу правдиво, верно и глубоко, потому что знал ее до мелочей в ее будничном, ежедневном виде, потому что, владея в совершенстве яркой показательной деталью, он умел подчинить ее общему характеру пейзажа. Под общим же характером пейзажа Левитан понимал его не приукрашенные и не искаженные основные черты, его главные линии и формы, его тон, присущий именно данному пейзажу и никакому другому.

Это свойство особенно отличает Левитана. Так вдумываться, так вживаться в пейзаж умели немногие живописцы. Поэтому сохранил он для нас и старую убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой, широкие «нераспаханные» ее просторы, заглохшие дороги и заросшие пруды; поэтому он показал и знойно-ветреное русское лето, «золотую» солнечную осень и нигде больше не виданные обильные снега и воды веселое русской весны.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11


Озеро (Русь). 1895

Березовая роща. 1885-1889

Владимирка. 1892


 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Книги > Изабелла Гинзбург > Страница 1
Поиск на сайте   |  Карта сайта