И. Гинзбург - "Левитан". Страница 10
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11
30 001
Левитан работал, как всегда, с редкой регулярностью и чувством ответственности. По словам Дягилева, «он постоянно искал, менялся, бросал и принимался вновь. Полотна годами висели у него в мастерской, прежде чем он решался делать последние десять мазков. Иногда картины даже сами «доспевали», как он заявлял об этом, мучительно продержав их много лет у себя». «Дать на выставку недоговоренные картины, - писал Дягилеву Левитан, - кроме того, что это для выставки не клад, составляет для меня страдание, тем более, что мотивы мне очень дороги, и я доставил бы себе много тяжелых минут, если бы я послал их».
Между тем, 90-е годы в жизни Левитана, в особенности вся вторая их половина, были, в сущности, годами медленной физической смерти. Левитана давно подтачивала болезнь сердца. С 1896 г., когда он вторично переболел тифом, она приняла особо острые формы. Чехов, неоднократно в качестве врача выслушивавший Левитана, всегда внимательно следил за развитием болезни.
31 001
Как это часто бывает у Левитана, зритель сразу вводится в центр пейзажа; он как бы «охвачен» им со всех сторон. Глаз его видит далеко вдаль, на него бегут волны могучей синей реки. Вся картина построена на бодрых и сильных цветовых контрастах: синей воды, красных барж, белого парохода; она полна движения, воздуха и света. В беге небольших частых волн, в параллельном их движению тяжелом крене баржи, в режущей упругую воду белой черте парохода, в низко стелющихся клочьях дыма, в разметавшихся облаках, во всем - дыхание ветреного летнего дня. В «Свежем ветре» нет ни единого преувеличения, ни одной эффектной, нарочито «бурной» детали; в нем все от бодрого жизненного напряжения, но и от мастерского цветового расчета.
Не меньшим достижением является и более ранний «Март», общепризнанный в качестве шедевра Левитана. Кому теперь не знакомо теплое солнце на рыхлом снегу этой, действительно, одной из привлекательнейших его картин? Кто не помнит мохнатой гнедой лошади, с таким удивительным цветовым тактом помещенной в центре между ярко освещенной желтой стеной дома и темной зеленью.
33 001
Не менее важно здесь отметить, что умение видеть предметы, окруженные воздухом (или, как выражался Клод Монэ, «за воздухом»), также не было новостью для Левитана уже в 1886 г. Достаточно вспомнить, что в этот год им было написано с редким мастерством «Осеннее утро. Туман», где он сумел до предела обобщить и смягчить видимые линии и формы, но даже в подобном намеке на видимость сохранил реалистическое чувство меры.
Еще лучше в этом отношении его поздняя акварель «Туман» (1899), построенная на очень скупых и мягких цветовых отношениях бледно-рыжей осенней листвы, серых стволов и белого утреннего тумана. То, что Левитан обратился здесь к сравнительно редкому для него материалу - акварели, еще больше заставило его упростить рисунок; еще настоятельнее и строже стал отбор характерной детали, отдельной ветки или формы дерева, рыжим пятном просвечивающего сквозь пелену тумана, роль которого удачно играет бумага.
Об исключительном лаконизме и выразительности рисунка Левитана говорят его подготовительные наброски к картинам пером или тушью, с особой отчетливостью показывающие основные моменты будущего произведения. Одним из наиболее показательных и выразительных рисунков такого рода является набросок к картине «Буря - Дождь» (1898).
Чтобы больше не возвращаться к рисунку Левитана, целиком вытекающему из его понимания единство формы и цвета, следует остановиться на почему-то мало известной, но выразительнейшей пастели «Луг на опушке леса» (1898). Взгляд зрителя сосредоточен здесь на стене молодого лиственного леса и маленьком участке луга, поросшего высокой травой. Где растертым пятном, где точным, подчиненным движению ветвей и травы штрихом, в границах строгого зеленого тона – создана одна из лучших и правдивейших работ русской пейзажной живописи. Нужно большое мастерство, чтобы столь кратко и выразительно передать и медленное колыхание густых зарослей и легкое движение травяного покрова и белой пеной всем знакомой «кашки». Тончайшим контрастом белого пятна пастели на темной зелени кустов создается такое впечатление воздушности этого скромнейшего цветка, которое лишний раз свидетельствует о реалистической красоте лирики Левитана.
35 001
Вдоль холста, параллельно нижнему его краю; такое построение также очень соответствует «ротяженности» русского пейзажа, тем более, что Левитан обычно как бы обрывает пейзаж с обоих концов, позволяя зрителю мысленно продолжить его дальше.
В редких случаях, в последние годы творчества терпел Левитан композиционную неудачу. Эти случаи, возможно, были связаны с мучительными для него попытками вникнуть в нарастающую и поддерживаемую «Миром искусства» художественную «моду» на декоративно-плоскостное подчинение реального видимого пространства и объема предметов двухмерной плоскости холста. Так было с грубо написанной картиной «Последний луч - въезд в деревню» (1899) и со знаменитой в свое время лирической «Дорожкой» (1899), как бы «висящей» в рамке зеленого леса. Так было отчасти и с «Ручьем» (1899), где серые обрывки почти вертикально текущего ручья и тяжелые массы земли дают недостаточное ощущение пространства и воздуха, отделяющих их от зрителя. Но особенно отчетливо обнаружена мирискусническая декоративная плоскостность, «силуэтность» в «С тогах» (1899).
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11
Левитан (Иван Евдокимов) | Сумерки (Левитан И.И.) | Вечер на Волге (Левитан И.И.) |