И. Гинзбург - "Левитан". Страница 6
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11
Этот случай с попыткой Левитана «застрелить их из револьвера» впоследствии припоминал и А. П. Чехов в один мрачный ненастный день в письме к М. В. Киселевой.
Переехав затем к Чеховым, художник работал над этюдами все лето.
«Очаровательная природа» Бабкина, где был и большой английский парк, и река, и леса, и луга, представляла собой простор для творческой энергии художника.
В то лето А. П. Чехов писал своему другу, архитектору Шехтелю: «Стыдно сидеть в душной Москве, когда есть возможность поехать в Бабкино… У нас великолепно: птицы поют […], трава пахнет […], В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать… Каждый сучок кричит и просится, чтобы егонаписал Левитан…»
Имение «Бабкино» принадлежало А. С. Киселеву, образованному либералу-помещику, женатому на М. В. Бегичевой, писавшей в журналах и большой любительнице музыки. Чеховы познакомились с ним через брата Антона Павловича – Ивана, работавшего у Киселева в качестве репетитора.
«После ужина шли в большой дом к Киселевым, - рассказывает тот же М. П. Чехов. – […]Е. А. Ефремова каждый вечер знакомила с Бетховеном, Листом и другими великими музыкантами […] Тенор Владислав пел, а все Чеховы усаживались вокруг Марии Владимировны Киселевой и слушали ее рассказы о Чайковском, Даргомыжском […] В эти вечера много говорилось о литературе, о художестве, смаковали Тургенева, Писемского, Щедрин не сходил с уст. Получались все толстые журналы».
Левитан принимал живое участие во всех занятиях и развлечениях семьи Чеховых; с лет, проведенных в Бабкине, ведет начало и большая любовь Левитана к музыке. Он впоследствии полюбил и писать под музыку. Поэзию русскую он любил давно и был хорошо знаком с ней. Сохранились воспоминания М. П. Чеховой, где она рассказывает, как охотно Левитан где-нибудь в лесу или на рыбной ловле декламировал А. К. Толстого, Некрасова, Тютчева, Никитина. Музыка лирического стиха была особенно близка этому поэту русского пейзажа, тем 6олее, что пейзажу в русской поэзии уделено очень большое место и описывается он нашими лучшими поэтами мастерски.
Немало времени уделялось в Бабкине веселью и шуткам. По ходу этих развлечений Левитан, пользуясь своей эффектной наружностью, переодевался в чеченца или бедуина, в которого А. П. Чехов из-за кустов палил холостыми зарядами. Но были среда этих шуток и такие, которые не могли не задевать с детства ущемленное самолюбие Левитана. Летом 1886 г. в одной из инсценировок, происходивших в Бабкине, должен был состояться шуточный суд над Левитаном, где, по словам А. П. Чехова (в его письме к Шехтелю), «купец Левитан» обвинялся в: «а) уклонении от воинской повинности, 6) и тайном винокурении, в) содержании тайной кассы ссуд, г) в безнравственности и проч.», т. е. во всех грехах, обычно приписываемых евреям полицией и царским судопроизводством.
Даже при условии содержавшихся в этой инсценировке веселых насмешек над обычной тогда судебной процедурой Левитан не мог, по-видимому, не почувствовать болезненных уколов гордости, тем более, что ему неоднократно в течение его жизни в тех или иных случаях припоминалось его еврейское происхождение, вплоть до выселения из Москвы за неимением права в ней проживать. (Последний раз Левитана выселяли из Москвы в 1892 г., когда он был уже известным и признанным художником).
Когда ищут причину столь частой у Левитана тяжелой тоски, то среди более глубоких причин, о которых будет сказано дальше, и кроме свойств характера, надо помнить также это сознание еле прикрытого неравноправия и отчужденности, которое при большой любви художника ко всему русскому - к земле, к народу и его культуре - болью отзывалось в нем.
Но в эти дни - и радостные и тяжелые - Левитан много и упорно работал. Стены его комнаты быстро покрывались этюдами. Его времяпрепровождение в бабкинском флигеле отразилось в шуточном стихотворении М. П. Чехова, жившего здесь с ним вместе:
А вот и флигель Левитана.
Художник милый там живет.
Встает он очень, очень рано
И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей крынку молока
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка...
Последующие годы Левитан, кроме Бабкина, проводил лето на Волге, вновь в Саввиной слободе, в Плесе на Волге, возле имения Болдино (б. Владимирской губернии), в Тверской губернии, на озере Удомля и т. д. Во всех этих летних поездках художник все глубже узнавал природу центральной и северной России. Здесь же получили первое оформление крупнейшие и наиболее известные его работы, многие из которых были им закончены и увидели свет позднее.1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11
А.К. Саврасов. Фото | Золотая осень. 1895 | Вечер. Золотой Плёс. 1889 |