Владимир Костин "Левитан". Страница 1
1-2-3-4
Лучи яркого мартовского солнца, теплый ветер и голубизна тающего снега. Свежая весенняя зелень травы. Летние сумерки. Тишина ночи. Прохлада густого леса и бесконечные просторы полей. Покосившиеся домики, до крыш занесенные снегом, и речка, скованная зеленым прозрачным льдом.
Знакомая родная природа, - она снова возникает перед нами во всем своем очаровании, величии и красоте в картинах Левитана – замечательного пейзажиста русской природы, жившего в концеXIXвека.
В русской живописи только у Левитана можно найти равное по силе и величию художественное воплощение тех поэтических образов русской природы, которые были созданы в литературе нашими гениальными писателями Грустное очарование чеховских мотивов, простота и правдивость тургеневского пейзажа, горьковские описания волжской природы – все это с исключительной убедительностью передано в живых полотнах Исаака Ильича Левитана.
Лучший пейзажист русской природы, Левитан родился в 1861 г. в бедной еврейской семье, в местечке Кибарты, на западной границе. Отец его служил на ближней железнодорожной станции – Вержболово. Это был способный, но мало практичный человек. Окончив раввинское училище, он самостоятельно углубил свои знания, изучил французский и немецкий языки настолько, что мог их преподавать.
В поисках лучшего заработка семья Левитана, когда художнику не было ещё девяти лет, переехала в Москву.
Отец начал давать уроки в богатых еврейских домах. Но материальное положение семьи к лучшему мало изменилось.
У Исаака были старший брат и две сестры. Брат поступил в Московское училище живописи и ваяния. Исаак в школу не ходил, занимался с отцом дома.
Вскоре после переезда в Москву умирает мать Левитана.
Спустя два года Исаак и его отец заболели брюшным тифом. Их отвезли в разные больницы. Вернувшись домой, маленький Исаак узнал, что отца его уже нет в живых.
Четверо детей остались без всяких средств к существованию. Как они жили, кто им помогал, что они делали – сказать трудно, так как Исаак Ильич впоследствии никогда не говорил о своём детстве, не любил вспоминать о нем.
В 1873 г., когда Исааку было 12 лет, он подал заявление о поступлении в Училище живописи и ваяния.
Скоро совсем ещё юный Левитан стал привлекать внимание всей школы своими исключительными способностями.
Художник М. В. Нестеров в своих воспоминаниях рассказывает: «Левитан обращал на себя внимание тем, что тогда уже слыл в школе за талант. До чрезвычайности скромно одетый, как сейчас помню, в клетчатый пиджачок, он терпеливо ожидал, когда более счастливые товарищи его, насытившись у старика «Моисеича», расходились по классам. Тогда и Левитан застенчиво подходил к Моисеичу, чтобы попросить его потерпеть прежний долг (копеек 39) и дать ему вновь «до пятачка» Это было для него в то время и завтрак, и обед, и ужин..
Левитан тогда вообще очень нуждался. Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой – о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега».
Товарищи иногда устраивали складчину, и собранные гроши отдавали Левитану. После уроков он старался остаться не замеченным в классе в каком-нибудь темном уголке и провести там ночь в тепле.
Левитан учился в пейзажной мастерской у художника Саврасова, автора знаменитой картины «Грачи прилетели» - художника, глубоко чувствующего и любящего русскую природу.
С. Глаголь в своей статье о Левитане пишет: «Учителем Левитана в пейзажном классе был Саврасов. Училище в то время жило кипучею, горячею жизнью, которую вносили в него еще молодые тогда передвижники В. Маковский и Пряшников… Но самым горячим ключом била эта жизнь в мастерской Саврасова. Саврасов умел воодушевить своих учеников, и, охваченные восторженным поклонением природе, они, сплотившись в дружный кружок, работали, не покладая рук, - и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом, как о целом событии, и уводил с собою молодёжь опять туда, в зеленеющие рощи и поля. Общее одушевление не давало заснуть ни одному из учеников мастерской, и все училище смотрело на эту мастерскую какими-то особенными глазами».
Так еще в школе Левитан полюбил природу, научился видеть и понимать её красоту.
Молодой художник работал необыкновенно много и упорно. Он делал исключительные успехи. Когда Левитану было шестнадцать лет, он выступил на ученической выставке. Уже тогда о нем писали, как о художнике, умеющем «чувствовать природу и верно передавать свои впечатления».
1-2-3-4
Владимирка. 1892 | У омута. 1892 | Улица Звенигорода (1896 г.) |