Владимир Костин "Левитан". Страница 2
1-2-3-4
Тяжелое материальное положение Левитана усугублялось гонениями царского правительства на евреев – Левитана часто выселяли из города, и он был вынужден жить под Москвой – то в Салтыковке, то в Останкине, или нелегально – в самой школе. Это были года сильнейшей реакции. АлександрII, достойный сын Николая Палкина, повел дикую свирепую борьбу с революционным движением. Всех, кто проявлял малейшее стремление к свободной мысли, он преследовал, вышел, ссылал в самые глухие углы Сибири.
В концеXIXвека Россия насчитывала тридцатимиллионную голодную армию крестьянской бедноты и пролетариата. Шло неудержимое расслоение крестьянства на бедноту и кулачество. Все налоговое бремя несло мелкое крестьянство, жизнь которого стала невыносимо тяжелой.
Расслоение в деревне увеличивало ряды пролетариата. Рабочий класс поднимался. В это время рабочий Петр Алексеев произнес на суде свои знаменитые слова: «Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатским штыком, разлетится в прах».
Революционное движение, опиравшееся ранее на отдельных представителей мелкобуржуазной интеллигенции и искавшее опоры в крестьянстве, в 80-х годах получает сильнейший толчок в своем развитии, «почувствовав за собою широкие народные массы в лице промышленного пролетариата».
Самодержавие направило террор не только против представителей революционного движения, но и против евреев. Гонением на евреев, погромами и репрессиями реакция пользовалась для того, чтобы отвлечь внимание отсталых масс народа и мелкой буржуазии от революционного движения, чтобы демагогически прикрыть жесточайшую эксплуатацию крестьянства и пролетариата.
В этой атмосфере травли, в постоянном страхе, тоске и нужде рождался громадный талант Левитана, формировался певец русской природы.
Пейзажи Левитана этого времени носят следы большого влияния Саврасова. Они близки к творчеству учителя и выбором мотивов и чрезвычайно точной, немного сухой передачей малейших деталей. Молодой Левитан тщательно изучает природу, внимательно следит за всеми тончайшими изменениями цвета неба, земли, кустов, деревьев, стремится просто и убедительно передать увиденное.
Теплотой и чисто саврасовской интимностью проникнуты такие работы Левитана, как «Солнечный день» (1877), «Зима» (1878), «Болото вечером», выставленное в 1882 г., но написанное ранее. Эти вещи несамостоятельны, в них нет еще того чистого левитановского проникновения в природу, нет того волнующего настроения, того глубокого лирического чувства, которые так ярко характеризуют творчество художника.
Но уже в 1879 г. Левитан пишет «Осенний день в Сокольниках», находящийся сейчас в Третьяковской галерее. В этой работе сказались новые, совершенно индивидуальные творческие особенности художника.
Молодая женщина в черном платье, идущая по аллее, усыпанной желтыми опавшими листьями, маленькие деревья клена и темные массы соснового бора, уходящие в серу мглу, тяжелые свинцовые облака, мелкий осенний дождь – все это создает живую картину задумчивой, грустной осени.
Настроение, с большой силой переданное в этой работе, было тем новым, что внес Левитан в русский пейзаж. С этого времени художник все более развивает именно эту сторону своего творчества, переходя от мотивов осени к радостны дням весны и лета, к торжественной красоте зимы.
1-2-3-4
Айвазовский И.К. "Крымское побережье у Ай-Петри" | Коровин К.А. "Парижский бульвар". Эскиз | Бенуа А.Н. "Версаль. Вид с лестницы" |