Левитан Исаак  


Владимир Костин "Левитан". Страница 3

1-2-3-4

В 1881 г. Левитан окончил последний натурный класс училища и, чтобы получить звание классного художника, должен был представить конкурсную картину н большую серебряную медаль.

С этюда, изображающего сжатую рожь в серый осенний день, Левитан написал конкурсную картину и отнес ее к больному в то время Саврасову. Работа Саврасову понравилась, он хвалил и поздравлял молодого художника.

Однако некоторые реакционно настроенные члены Совета училища, не прощая еврею Левитану его исключительно сильного художественного выражения типично русского национального пейзажа, не посчитались с оценкой Саврасова и не дали Левитану за эту картину звания классного художника. Другой работы молодой художник представить не захотел.

В течение трех лет этот конфликт так и не был разрешен, пока, наконец, училище в 1884 г. не предложило Левитану «за непосещением классов оставить училище» и получить диплом неклассного художника, дающий право преподавать рисование и чистописание в средней школе.

Европейская жизнь и искусство его не удовлетворили. «Впечатлений чортова куча, - пишет он из Парижа А. П. Чехову, - чудесного масса в искусстве и здесь, но также и масса крайне патологического, что, несомненно, должно было появиться от этой крайней пресыщенности, что чувствуется во всем. Отсюда и происходит, что французы, восхищаются тем, что для здорового человека, со здоровой головой и здоровым мышлением, представляется безумием».

Левитана тянет в Россиию.

По возвращении он чрезвычайно много работает, создавая новые, свежие и правдивые пейзажи средней полосы России.

За последние десять лет жизни художником были написаны многочисленные этюды осени, ранней весны, лета. Манера художника стала еще более свободной, живопись – свежее и непосредственнее.

Одно обстоятельство мешает с точностью последить весь постепенный путь творческого развития художника. Левитан работал над вещами в течение многих лет. Нередко он брал старые, забытые вещи, вносил в них изменения, иногда переписывал заново, иногда же только поправлял, помечая их последним годом работы. Поэтому в серии работ Левитана последних лет часто вклиниваются дописанные или поправленные старые работы.

Можно все же сказать, что в 90-х годах художественный метод и манера Левитана изменились в сторону обобщения форм, в сторону большего колористического богатства и тонкости цветовых сочетаний. Появились, наконец, такие монументальные картины, как «Владимирка» «У омута» и «Над вечным покоем», передающие не только определенное состояние природы, но и образно воплощающие идейные и философские устремления художника и его эпохи.

В 90-х года Левитан взял руководство пейзажным классом в Училище живописи и ваяния в Москве и целиком отдался этому делу. Но усиленная творческая и педагогическая работа подорвала силы художника. Зимою 1899 г. Левитан едет лечиться в Крым. Об этой поездке так рассказывает Мария Павловна Чехова: «Зимою, незадолго до смерти, Левитан был у нас в Крыму, в Ялте. Это была его последняя зима. Стояло рождество, но было так тепло, что мы даже ходили без пальто. Солнце ярко сияло, и вся природа была такая странная, ликующая какой-то особой красотой. Левитану было очень плохо. Он задыхался. С трудом передвигаясь, опираясь на палку, он всё-таки хотел непременно подняться в горы. «Мне так хочется туда, выше, где воздух легче, где легче можно дышать». – Но приходилось поминутно останавливаться, и Левитан сейчас же заговаривал о смерти».

Исаак Ильич Левитан умер в Москве 22 июля 1900 г.

1-2-3-4


Улица Звенигорода (1896 г.)

1

2


 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Книги > Владимир Костин > Страница 3
Поиск на сайте   |  Карта сайта