Левитановская «Золотая осень»
Хрупкие стволы берёз, окутанные золотом листвы, бледно-голубое небо, изумрудно-зелёная полоса озими вдалеке, словно напоминание об уходящем лете. На картине господствуют разные оттенки золота, вызывающие у зрителя ощущение безмерной красоты и торжественного умиротворения.
Первая «Золотая осень» Левитана была написана в 1895 году, в последний период жизни художника. Левитан тяжело болел, ему были свойственны перепады настроения, тяжёлые депрессии. Но глядя на картину, преисполненную умиротворённой красоты, ни о чём таком не скажешь. В ней нет и тени сумрачной печали, характерной для многих пейзажей художника.
Трепетная прекрасная осень проглядывает в новом роскошном одеянии белоствольных берёз – последнем восхитительном наряде перед началом увядания поздней осени. Кое-где в это сусальное золото вмешивается яркий багрянец листвы.
Думается, что недаром из всех возможных пейзажей выбрал художник именно это место – прекрасную берёзовую рощу. Берёза – символ русской природы, ею издревле восхищались на Руси, слагали о ней стихи, загадки и песни, запечатлевали на картинах. Берёза – олицетворение прадавнего языческого славянского божества – матери всех духов Берегини. Берегиня – защитница людей, символ плодородия, воплощение самой природы. Представлялась славянам в образе берёзы, от её имени и появилось название дерева.
Из глубины веков укоренённая в сознании русского человека берёза кажется воплощение красоты, мягкости и лиричной нежности русской природы. Не мог пройти мимо её красоты и Левитан. Его берёзы – хрупки, тонкоствольны и нежны, и поэтому столь хрупкой и зыбкой кажется красота этого места. Золото берёз дополняется желтовато-зелёной травой у их подножия. Прозелень в траве говорит о том, что золотая осень только лишь наступила, нет ещё на земле опавшей жухлой листвы, и ещё долгие дни и недели можно будет любоваться красотой этого места.
Притягивает взгляд холодная голубизна узкой речушки, пересекающей долину. Невольно ощущаешь холод её вод, сочетающийся с холодными небесами вверху. Осень – это холодная красота, и возможно именно эти холодные оттенки напоминают нам о приближающейся зиме, с её студёным безжизненным дыханием. А дальше вокруг и вовсе жизнерадостная зелень полей, рядом с которыми различаем вдали маленькие деревенские избушки.
Как и обычно, в пейзаже Левитана нет человека, но эти избушки говорят нам о его присутствии и делают картину по-особенному уютной. А дальше, за ними – бескрайние леса, протянувшиеся уже не золотой, а зелёной полосой, словно говоря нам о торжестве, мощи и вечной жизни окружающей нас природы.
Эта картина Левитана пронизана жизнерадостной красотой и гармонией.
Ещё одна картина с тем же названием появится через год – в 1896 году. Она отлична от предыдущей по композиции – намного больше места в ней занимает вода широкой реки, ровная площадка долины, а в колорите деревьев преобладают коричневые тона. И то же золото берёз, говорящее нам о расцвете золотой осени и умиротворении в природе и настроении художника.
Герб Кибартая | Автопортрет (Левитан И.И.) | Пейзаж с папоротником (Левитан И.И.) |