Левитан Исаак  


Владимир Костин "Левитан". Страница 4

1-2-3-4

Левитан жил в эпоху быстрого формирования капитализма в России. Самодержавие в целях борьбы с нарастающим революционным движением, во главе которого становился пролетариат, мобилизует все реакционные силы страны. Буржуазная интеллигенция, кроме лучшей своей части, отдавшейся делу революции, становится на либеральные, но, по существу, реакционные позиции. Это была эпоха мучительных исканий интеллигенции, «…блужданий и шатаний, ошибок и разочарований революционной мысли в России».

В годы формирования личности Левитана начала свое победное шествия реалистическая живопись передвижников, занявшая в скором времени ведущее место в русском искусстве. Но уже в 90-е годы появляются новые художественные течения, поведшие борьбу против народнических тенденций передвижничества. Эта борьба велась с реакционных позиций новой буржуазной художественной интеллигенции, объединявшейся вокруг журнала «Мир искусства».

Левитан, целиком обязанный своим художественным воспитанием искусству передвижников, безусловно, ближе всего стоит к их реалистическому искусству, и в области пейзажа его творчество представляет вполне обоснованное развитие художественные идей передвижничества. Левитану было совершенно чуждо декадентское искусство с его идейно-реакционной сущностью.

В произведениях Левитана мы ценим, прежде всего, их национально-русский характер, глубину чувства, острую характеристику состояния природы, материалистическое восприятие действительности, ясную и точную передачу ее явлений.

Нам близка и понятна лирика Левитана, его любовь к природе, его живое, непосредственное восприятие многообразных проявлений действительности, идей и чувств лучших людей своей эпохи, которые художник передавал с необычайной проникновенностью в лирических образах своих пейзажей.

Мы ценим в произведениях Левитана их глубокую поэтическую силу, ясный, правдивый, реалистический язык.

Сила левитановского реализма заключается в том, что художник свои острые наблюдения выразил в конкретной художественной форме, дал глубоко правдивое прочувствованное изображение типично русского пейзажа. Именно это дорого нашему советскому зрителю в творчестве Левитана, чье художественное наследство он глубоко ценит и которое займет видное место в создании новой социалистической художественной культуры.

Выставка произведений Левитана, организованная в этом году в Третьяковской галерее, имела громадный успех у трудящихся нашей страны.

1-2-3-4


Березовая роща. 1885-1889

Владимирка. 1892

У омута. 1892


 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Книги > Владимир Костин > Страница 4
Поиск на сайте   |  Карта сайта