Левитан Исаак  


Автопортрет. Конец 1890-х

Автопортрет. Конец 1890-хСтоит сразу сказать, что такие понятия, как бесконечность, вечность, сущность так и остались для Исаака Левитана отчужденными, не умозрительными, они как будто бы вовсе не относились к живой природе, но именно им была присуща прекрасная жизненная правда. В последних работах Левитана мы можем заметить, что действительно стало «словам тесно, а мыслям просторно».

Работая над полотном «Летний вечер» (1900 год) Левитану удалось изобразить довольно простой мотив. На картине изображена огороженная забором деревенская околица, а за ней видно неширокое поле и лес. Но умелое перспективное построение, чуть скругленная линия горизонта, прекрасно переданное торжественное, закатное освещение, золотящее поля и верхушки леса. Именно благодаря этим фактам нам удается увидеть что «деревенские задворки - ...чудесное место на земле», как говорил знаменитый Пришвин. Ворота из неровных жердей были восприняты как некие Пропилеи, а дорога, которая вела из деревни к лесу, является одним из путей в прекрасный мир.

Александр Блок, часто упоминая это полотно, говорил: «жизнь без начала и конца». Из поздних работ главным произведением можно назвать большую картину «Озеро» (1898-1900), или как называл это полотно художник – «Русь». Многие свидетели говорили, что работу над этой картиной Левитан начал под впечатлением от произведений великого Пушкина. В конце 1890 – х годов Левитан работал над иллюстрацией к работам Пушкина. Больше всего Левитан был в восторге от пейзажного мотива стихотворения «Последняя тучка рассеянной бури». Именно это полотно стало «лебединой песнью» Исаака Левитана. В это полотно Исааком Левитаном было вложено не мало, он вкладывал сюда свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко... по лицу земли в красе царственной развернулась» - как писал Иван Никитин.

По этой причине Левитан пытался добиться монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня. Левитан задумывал, скорее всего, придать черты фресковости и своей новой картине, которую так и не смог закончить. Картина «Уборка сена» (1900) является последним холстом художника, к которому он прикасался своей кистью. На данном полотне Левитану удалось лишь определить главные цветовые отношения и основные элементы, позволяющие понять сюжет пейзажа. Он таков: на картине запечатлен тот момент, когда в самый разгар уборки сена в летний день небо начинают покрывать сплошные иссиня-серые грозовые тучи и крестьянки, алые косынки и одежды которых ярко горят на фоне желто-зеленого луга, стремятся быстрее завершить работу. В цвете этой картины можно прочувствовать жажду к жизни Левитана.

В то же время вспоминается, что гроза всегда была символом бедствия, а сенокос, коса - атрибутом смерти. Действительно, смерть не заставила себя долго ждать. В 1900 году, весной, после приезда из Парижа, художник простудился на даче в Химках, куда ездил на этюды с учениками. Великий Исаак Левитан скончался в 22 июля, до его сорокалетия оставалось всего 26 дней. Художник скончался от легочного кровоизлияния. Жизнь Левитана преждевременно оборвалась на самом рубеже XIX и XX столетий.

Можно сказать, что именно в своем творчестве Левитан подытожил лучшие черты отечественного искусства прошлого века, он и «хронологически» остался художником эпохи классического русского реализма. В отличие от своих ровесников Левитан не стал учеником бурной и противоречивой художественной жизни начала нашего века, ему не довелось быть свидетелем тех «невиданных перемен и неслыханных мятежей, которые пришли с его наступлением в искусство и саму действительность.

Вряд ли вам удастся найти другого художника этого времени, кроме Серова, чьи открытия, духовный опыт, профессиональный и нравственный авторитет имели бы такое животворное значение и такой широкий резонанс в русском искусстве не только предоктябрьских десятилетий, но и советского времени. Знаете, о Левитане можно сказать словами, которыми говорил Андрей Платонов о Пушкине: «Он вошел в нашу культуру «наравне с полем и лесом», то и судьба его традиций неразрывно связана с судьбой любимых им русских полей и лесов, судьбой Волги, всей земли и «строя чувств», единящих с ними. И, думается, от нашей способности, несмотря ни на что, не утрачивать «солнечную меру» отношения к миру, хранить живительную связь с «духом Левитана», во многом зависит будущее нашей земли, нашей культуры».


И. Э. Грабарь. В утренней росе. 1907. Холст, масло. 69 х 102,5

Улица Звенигорода (1896 г.)

Усадьба в подмосковном Останкино


 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Биография > Финал
Поиск на сайте   |  Карта сайта