Левитан Исаак  


Учитель Левитана

А.К. Саврасов. ФотоТворчество Саврасова было в зените своей славы, и именно в эту пору его учеником стал позже довольно знаменитый Левитан. В это время были написаны знаменитые картины Саврасова, такие как «Грачи прилетели»(1871), «Проселок», (1873 год). Прекрасные волжские работы были тоже написаны в эту пору.

В 1870-е годы в русской живописи видное место занимали и пейзажи других мастеров: импульсивного Федора Васильева, «лесного богатыря» Ивана Шишкина, «художника света» Архипа Куинджи и многих других. Картины Саврасова обладали таким уникальным качеством, как выражение сокровенного прикосновения души художника к «поющим силам природы»(Борис Асафьев).

В единственном выступлении Левитана в печати – некрологе Саврасова, он назвал своего учителя «одним из самых глубоких русских живописцев», умевшим «отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Необходимо просто взглянуть хотя бы на одну из его выдающихся картин. В ней можно отыскать такую простоту. Но за этой простотой скрыт некий смысл, именно здесь вы сможете почувствовать мягкую и хорошую душу художника. Все его сердцу дорого и очень близко.

Саврасов на протяжении всей своей жизни был настоящим педагогом. Под его чутким руководством сформировались такие художники, как братья Константин и Сергей Коровины, Сергей Светославский, Алексей Степанов и другие живописцы - поэты природы. Левитан был в их числе тоже. Причем секретом влияния Саврасова на молодежь была не столько система преподавания, сколько способность воодушевлять учеников, которые, «охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре».

Солнечный день.Весна. 1877

Как только наступали теплые весенние денечки, все работники из мастерской бежали в леса, на поля. Они стремились насладиться и любоваться красотой жизни, которая только начала пробуждаться. Как только расцветали деревья, Саврасов бросался в мастерскую рассказывать об этом своим ученикам. Позже они все вместе шли в зеленые рощи и поля.

Константин Коровин, один из близких друзей великого Левитана вспоминал о Саврасове, как о «величайшем артисте с умным и добрым лицом». Саврасов очень любил своих учеников, он часто беседовал с ними о том, что же такое «искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства... - холод и машина — одна ненужная теория... Только любя природу, учась у нее, можно найти себя».Также Коровин вспоминал и о Левитане.

Он вспоминал «фигуру Левитана в синей короткой курточке, в минуты благоговейного внимания к словам учителя. Глаза его выражали растроганное сочувствие. Он искренне любил Саврасова, и тот заметно благоволил к талантливому ученику». Можно заметить, что уроки Саврасова были довольно благотворны для всех. Саврасов именно в Левитане смог найти ту родственную душу и натуру. Часто можно услышать, что именно Левитану Саврасов передал свою «тайну мотива».

Именно саврасовская чуткость к пейзажной лирике определила качества множества первых работ Левитана,которые были очень близки по духу Саврасову. Очень близка была к Саврасову пейзажная картина «Солнечный день. Весна», написанная в 1877 году, это целостное изображение деревенского уголка, где под деревьями, рядом с избой и сарайчиком копаются в покрытой новорожденной травой земле куры. Также можно обозначить и ранние работы Левитана, такие как «Вечер»(1877), «Осень».

Осень.Дорога в деревне.1877

В конце 1870 года была закончена еще одна картина – «Поздние сумерки». Картина имеет довольно сумеречный характер, пейзажи напоминают пейзажные фоны петровских картин и произведения «элегической» линии творчества Саврасова. Например, изображения болот, забытых сельских погостов. Но стоит отметить, что работы Левитана нельзя назвать повторяющимися или вторичными. В них можно найти только подлинный драматизм, который заставит вас вспомнить, что юный художник был сиротой.

Вскоре проявились и новаторские для русской живописи той поры качества таланта и стремлений Исаака. Очень часто знаменитый Нестеров вспоминал, что в 1879 году на ученической выставке как «некое откровение» всеми воспринимался пейзаж Левитана «Симонов монастырь», в котором был прекрасно передан тихий покой летнего вечера на Москве-реке. В наше время неизвестно, где находится данное полотно.


Но совсем недавно была обнаружена новая работа Левитана - «Пасмурный день на Москве-реке» (1877). На этой картине также можно увидеть как на дальнем плане виднеется тотже «Симонов монастырь». Этот этюд совсем небольшой, но он отличается живописной цельностью. Он интересен зрителя тем, что в нем «предчувствуются» решения некоторых шедевров художника.


Коровин К.А. "Парижский бульвар". Эскиз

Бенуа А.Н. "Версаль. Вид с лестницы"

Киселев А.А. "Горная река"


 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Биография > Учитель
Поиск на сайте   |  Карта сайта