Жизненные испытания
В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились. Ему необходимо было покинуть Москву. После того, как случилось покушение на Александра II, совершенного народовольцем Соловьевым, царская администрация начала выселение евреев из Москвы. Определенное время Исаак жил с семьей сестры в подмосковной дачной местности Салтыковской. Из-за бедности Левитану очень часто приходилось ходить в училище пешком. После он переехал в Останкино, также лежавшее за чертой города.
Но несмотря ни на что, он вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину «Осенний день. Сокольники» (1879). Эта работа были необыкновенно проникновенной. Именно она стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. Подобные изображения встречались и в работах Федора Васильева, Алексея Саврасова и Карла Брюллова.
Оживление пейзажа в работе Левитана наступило благодаря внедрению одинокой женской фигуры. Может быть, причиной этого стало впечатление от демонстрировавшихся на передвижной выставке 1879 года картин Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший труд», работа отличается органичностью.
В этих работах уже появляются характерные знаки Левитана. В этой картине можно увидеть невероятную меру единства этюдной непосредственности и «картинной» поэтической содержательности пейзажа. Левитан запечатлел аллею старого парка, которая усыпана опавшими листьями. По аллее идет изящная молодая женщина в черном.
Картину Левитану помог закончить товарищ по училищу Николай Чехов, брат знаменитого писателя. Художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осеннего увядания и человеческого одиночества. Картина может вызвать у вас ассоциации с лирикой осени в русской поэзии. Левитан очень любил такое состояние природы. В его картинах виднелся «грустный взгляд», которым наполнены работы Тургенева.
Плавно изгибающаяся аллея, обрамляющие ее тонкие пожелтевшие клены и темные высокие хвойные деревья, влажная дымка воздуха - все в картине «участвует» в создании проникновенного и целостного «музыкального» образного строя. На картине замечательно написаны плывущие по пасмурному небу серые облака. Такая лирика стала неотъемлемой частью живописи Левитана.
До нашего времени сохранился и драгоценный по живописи этюд к этой картине - «Осенние листья». С сосредоточенностью благоговейного священнодействия, нежными и тихими касаниями кисти передана в нем красота опавших листьев. Эта картина получила высшую в то время награду – она были куплена Павлом Третьяковым, который являлся любителем пейзажной живописи.
В это время происходит грандиозный успех картины «Осенний день. Сокольники». Это придало Левитану большей уверенности в себе, в своих силах. Также это на некоторое время сильно облегчило его материальное положение. Но условия его жизни довольно часто оказывались просто ужасными. Левитан не имел постоянного места жительства. Очень часто Левитан ютился по номерам. Об этом он часто вспоминал в шутку. Также он много рисовал для иллюстрированных еженедельников, здесь же печатались произведения Антона Чехова - тогда еще «Антоши Чехонте» и «Человека без селезенки».
Левитан избежал участи многих одаренных художников, которые, как это случилось и с его братом Адольфом, оказались втянутыми в «текучку», опустились до рыночного трафарета. Левитан чуждо относился к халтуре. Он не был удовлетворен уровнем своего мастерства, поэтому в начале 1880-х годов продолжал изучать основы искусства. Он каждый раз стремился прийти к идеалу, который был отлично показан в стихотворении Евгения Баратынского «На смерть Гете»:
«С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна»
Публицист Д. Пругавин, который жил рядом с Левитаном в «Англии», часто вспоминал о его потрясающей трудоспособности. Левитан часто работал «с раннего утра и до сумерек изо дня в день работал, не выпуская кисти из рук». В своих ранних работах он с «шишкинской» скрупулезностью фиксировал подробности пейзажа, прослеживал рисунок древесной коры, формы листьев различных растений. Но и в наиболее детальных, «аналитически-исследовательских» рисунках ощущается присущая художнику поэтичность, мягкость, ласковость взгляда на природу.
Каждая деталь является мелодией природы, в которых выражается общая «идея жизни» - рост, стремление ввысь, к солнцу. Это изучение законов живой жизни природы, «мимики» и «жестикуляции» растений и стало основой способности Левитана с годами все более лаконично, но, не допуская «насилия» над природой, выражать «основную мысль» волнующих его ландшафтов.
На протяжении всей своей жизни Левитан довольно серьезно увлекался чтением. Больше всего ему нравилось читать русскую поэтическую лирику. Также он изучал достижения лучших русских поэтов и западных пейзажистов. Для того, чтобы прочитать монографию о Камиле Коро, работы которого очень любил копировать Левитан, он специально выучил французский язык. Также довольно важным для Левитана было общение с Василием Поленовым. В 1882 году он возглавил пейзажный класс в училище, здесь уже не преподавали ни Перов, который умер в этом же году, ни больной Саврасов. Имело место влияние жанра Поленова, а также этюдов, которые были сделаны во время путешествий в Грецию и на Ближний Восток.
Именно это определило направление в живописи молодых живописцев того времени. В конце 1870-ых годов, поколение Левитана вглядывалось в солнечный свет работ Поленова, они изучали его особенность, настроение природы. Стоит заметить, что понятие «настроение природы» впервые появилось в критике к работам Поленова.
Живопись Поленова внесла в русское искусство «аполлоническое» начало, бодрость, личное сочетание утонченного европеизма, аристократического благородства и демократичности, глубокой, какой-то тургеневской любви к России и природе. Вскоре, в 1878 году, Левитан высказывал Поленову огромную благодарность, как учителю, а также доброму и отзывчивому человеку. Левитан писал ему, что «московское искусство... не было бы таким, каково оно есть», не будь Поленова.
Левитану были очень близки некоторые принципы пейзажей Поленова с их пространством. Поленов отличался любовью к изображению уютных двориков, старых парков с заросшими прудами, речных заводей и излучин. Связала Левитана с Поленовым и личная дружба, совместная работа в 1885 году над декорациями для Мамонтовской частной оперы.