Левитан Исаак  


Начинания Исаака

Вечер на пашне. 1883Вскоре Левитан совершает некий синтез работ Саврасова. Также в Левитана появляются работы, которые близки к саврасовским картинам по названию, а живописным строем схожи на работы Поленова. Изобразив стоящее на лесной опушке крепкое дерево со светящимися на солнце яркими листьями, купающимися в нагретом воздухе, Левитан точно передал нежный цвет молодой травы у основания дуба, золотисто-оранжевый цвет источающую смолистый аромат сосен, игру на стволах и ветвях деревьев. В работах Левитана начала 1880-х годов все более проявлялись неповторимые особенности его таланта.

Здесь присутствует редкостная эмоциональная «светочувствительность», чуткость Левитана, а также неуловимые изменения в жизни природы и самого автора. Эти качества, выразившиеся и в тональном, и в «тембровом» богатстве его работ. Можно сказать, что в этюдах и картинах, которые посвящены разным стадиям наступлением весны, четко и ясно проявляются качества Левитана. С удивительной точностью запечатлел Левитан мягкость влажной оттепели. Скромными красками изображены тенистые леса, где среди зарослей ивы поблескивает вода ручья, художник замечательно передал нежность серо-зеленой листвы и желтых сережек деревьев.

Складывается впечатление, что нам позволяют прикоснуться к сокровенной тайне поэзии весны. Здесь особенно очевидна редкостная способность художника к «тембровой» разработке зеленого цвета, одного из самых «неудобных» для живописцев. Левитан отлично овладел этим цветом жизни, надежды, радости. В пределах одной работы художник способен отыскать множество оттенков зелени, присущих различным породам деревьев и кустарников, травам и водяной ряске, на солнце и в тени, запечатлеть мягкую вибрацию зеленого цвета в воздушной среде и передать ощущение дыхания растений.

Можно сказать, что в особенностях пейзажей Левитана проявился не только его живописный дар, но также и особенный тонус «благоговение перед жизнью». Левитан отлично осознавал свою связь с природой. Также известным фактом является и то, что Левитан относился к растениям, как к живым существам. Он считал, что они могут чувствовать, радоваться, тянуться к солнцу, грустить. Левитан мог пропадать очень долгое время в лесу, он часто блуждал, наслаждался, созерцая особую жизнь, открывающуюся внимательному взгляду на поверхности речного омута или на лесной поляне.

Также Левитану нравилось заниматься рыболовлей и охотой. Охота нравилась Левитану, потому что он чувствовал особую связь с природой в эти мгновения. Она оставалась для него «охотой за своей собственной душой». Особенно любил и не раз изображал Левитан весеннюю охоту на тяге, проходящую тихими апрельскими вечерами среди островков снега, журчащих ручьев, голубеющих подснежников и обостряющую у охотника, ждущего полета вальдшнепа, чуткость к каждому лесному шороху, цвету и тени.

Огромную любовь Левитан питал к русской деревне, крестьянскому труду, именно это отразилось в его работах. Например, в картине «Вечер на пашне», написанной в 1882 году. На картине на фоне плывущих по голубому небу оранжево-розовых облаков и полей изображен силуэт крестьянина, идущего по склону холма за запряженной в плуг лошадкой. Очень часто среди работ Левитана можно увидеть выразительные печальные, элегические образы. Но стоит сразу отметить, что эмоциональной доминантой творчества Левитана была отнюдь не «тоска», которая позднее излишне часто связывалась в различных суждениях с его искусством.

Естественно, довольно тяжелые условия все – таки оставили след в творчестве Левитана, также как и в характере. Еще в годы обучения у Левитана началось развитие страшной болезни – неврастении. Не «угрюмство» было его скрытым двигателем, по мнению Блока, а «радость творчества», а также «открытия в природе прекрасных сторон души человеческой», как считал Пришвин. Также о Левитане остались воспоминания и от лица Коровина. Он не раз рассказывал о том, что существует множество свидетельств жизнерадостности и самозабвенной, буквально до слез, любви к природе, присущих тогда Левитану, несмотря на невзгоды и приступы черной меланхолии.

Неким примером этого является рассказ о том, как Левитан и Коровин однажды увидели, что «у пригорка. ...где внизу блестел ручей, ...расцвел шиповник и большие кусты его свежо и ярко горели на солнце, его цветы розовели праздником весны». Коровин увидел замечательный шиповник и предложил Левитану встать на колени и помолиться ему. В тот момент, они как мальчишки встали на колени, и, смеясь, повторяли «шиповник, шиповник». «Радостью славишь ты солнце.- сказал я,- продолжай, Исаак... и даришь нас красотой весны своей. Мы поклоняемся тебе». Они запутались в импровизации, оба кланялись шиповнику и, посмотрев друг на друга, расхохотались...

Такая молодая закалка, чувство радости жизни, хладнокровие, отлично выразилось в работах Левитана. Большинство работ Левитана того времени посвящены весне. Здесь Левитан показывает «весеннюю душу» каждого человека. Как пример, картина «Первая зелень» довольно проста по мотиву изображения лужайки перед палисадником у избы - буквально излучает чувство весенней радости, какого-то тихого, застенчивого ликования, позволяя ощутить, с какой нежностью смотрел художник на зелень распустившейся листвы, на залитую солнечным светом желтую дорожку с голубыми «небесными» рефлексами.

У Левитана была чудная способность передавать самые непритязательные мотивы, но при этом не потерять драгоценное чувство единства и гармонии природы, радость ее весеннего обновления. Цветовое решение многих работ Левитана поражает каждого зрителя своей неповторимостью, красотой и сочностью красок. Так и в данной работе, цветовое решение этой работы, построенное на сочетании различных оттенков вешней зелени, небесной голубизны и теплой, солнечной охры, заставляет вспомнить слова Коровина о владевшей в те годы им и Левитаном страсти открытия выразительных возможностей живописи.

Левитан не раз говорил, что лежащие на дворе дрова можно написать по-разному. Но в них можно отыскать такую гамму красок... И вот двор уже вовсе не кажется пустым. Он будто бы может ожить на глазах. Подобные работы позволяют нам понять то, что до этого было нам не подвластно.


Дорога к Московскому Кремлю у Иверских ворот (нач. 19 в.)

Усадьба Бабкино начала XX века

Тихая обитель (И. Левитан)


 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Биография > Зрелость
Поиск на сайте   |  Карта сайта