Левитан Исаак  


«Последние лучи заходящего солнца»

Лунная ночь. Деревня. 1897Стоит заметить, что последние годы жизни становились для Исаака Левитана не только временем новых достижений и соприкосновения с новейшими тенденциями искусства, но и печальным, жизненным роковым рубежом. В 1896 году, после того, как Левитан перенес второй раз тиф, симптомы стали усиливаться. Они и прежде давали знать о болезни сердца, но в этот период особенно сильно. Вскоре стало ясно и о тяжести болезни, она была не излечима.

В начале марта 1897 года в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук...». И в другом письме: «Художник Левитан... по-видимому, скоро умрет, у него расширение аорты». Такие небольшие страшные записи – некая история болезни великого художника. Такие записи будут появляться около трех лет в дневниках и письмах тоже уже тяжело больного Чехова. Несмотря на помощь лучших русских и зарубежных врачей и поездки на курорты, Левитану оставался краткий жизненный срок. Не стоит сразу говорить, что в искусстве Левитана в этот период начался упадок. Очень выразительна в этом смысле запись в дневнике Чехова от июля 1897 года: «У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни».

Чехов имел в виду нежелание художника расставаться с жизнью. Выражение «страстная жажда жизни» в творчестве писателя встречается не раз и всегда наделено не только физическим, но и духовным, нравственным смыслом. Уже в повести «Степь» оно дважды встречается в ключевых для ее понимания эпизодах. Эти слова звучат и в некоторых письмах Чехова во второй половине 1890-х годов, например, «Мне страшно хочется жить, хочется, чтобы жизнь наша была свята и торжественна, как свод небесный». Такие же переживания можно прочесть и в работах Левитана. Нестеров не раз говорил, что Левитан до конца своих дней работал в ясном уме и трезвой памяти, как бы это не было странно, но такое грозное сознание вызывало страстный, небывалый подъем энергии в творчестве художника.

Художник относился к своему состоянию мужественно и мудро. Стремлением наглядеться, вновь и вновь соединиться с прекрасной «живой жизнью» природы проникнуты поздние работы Левитана. Мотивы произведений, созданных Левитаном в 1897-1900 годах, как всегда, разнообразны. Живописец вновь и вновь писал овраги и перелески, весенние дали, стога в полях и деревенские околицы. Особенно характерным в то время можно назвать обращение к сумеречным пейзажам, изображение спящих деревень, тихих лунных ночей, когда «пустыня внемлет Богу, и звезда со звездою говорит».

Сумерки. Стога. 1899Можно перечислить такие работы: «Лунная ночь в деревне» 1897, «Восход луны. Деревня» 1898, «Пейзаж на камине в доме А.П. Чехова в Ялте», «Сумерки. Стога» 1899. В этих работах Левитану удалось достигнуть небывалого лаконизма изображения, той его обобщенности, которая позволяет художнику, как сказал кто-то о его поздних поисках, «мокументализировать дыхание земли». Изображая тающие в лиловом сумраке очертания стогов, березы, призрачно белеющие в сизой мгле и словно излучающие тихий свет, художник делал, казалось бы, простейший деревенский русский мотив выражением медитативного слияния с «божественным нечто, разлитым во всем».

Такие работы Левитана позволили ощутить высокую этическую основу, философскую глубину взгляда позднего Левитана на мир, сопоставимы с лучшими стихотворениями любимого им всю жизнь Тютчева и, конечно, с образами Чехова, в рассказах конца 1890-х годов часто выражавшего свои сокровенные мысли и чувства через пейзажи, близкие левитановским.

Так, в рассказе «Человек в футляре» (1898) пошлости и мелочам обывательского быта противостоит красота, бесконечность природы и вызываемых ею чувств и мыслей: «Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно».


Осенний день (Левитан И.И.)

Усадьба Бабкино начала XX века

Сумрачно (Левитан И.И.)


 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Биография > Закат
Поиск на сайте   |  Карта сайта