Левитан Исаак  


Москва

Дорога к Московскому Кремлю у Иверских ворот (нач. 19 в.)

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х перевозит семью в Москву. После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В училище его учителями были, в числе прочих, Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов, известные русские художники. Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: "Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу".

В 1875 году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Оставив по болезни работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей на заработки от репетиторства. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 г. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 умирает от тифа отец Левитана. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обращает внимание на Левитана и берёт его к себе, в пейзажный класс. В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия». «Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» — вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров.

Несмотря на успехи, Совет училища отказывает ему в присуждении Большой серебряной медали и предлагает выдать диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Левитан покидает училище, куда вернется уже известным художником в качестве руководителя пейзажной мастерской.

К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, - "Вечер" (1877, Государственная Третьяковская галерея) и "Солнечный день. Весна" (1877, частное собрание). И хотя эти работы не лишены недостатков: заметны некоторая наивность, перегруженность композиции деталями, - они пронизаны светлым юношеским чувством любви к природе. С ученической выставки 1880 года Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники" (Государственная Третьяковская галерея). Это было первым признанием его таланта. Левитан создает произведение, созвучное настроению человека в печальное ненастье осени. Однако попытка работать в новой манере, широко и обобщенно, была во многом ученической. Молодому художнику еще предстоял долгий путь изучения природы, овладения новыми средствами живописи.

В 1879-м году картину Левитана «Осенний день. Сокольники» приобретает для своей галереи Третьяков. Так как этот поразительной интуиции коллекционер не считался ни с мнением цензуры, ни с общественным мнением, а покупал картины исключительно прислушиваясь к собственному художественному чутью и интуиции, то уже один факт покупки им картины был равносилен признанию высокого значения произведений художника в русской живописи. Левитану в то время было 19 лет. Картина навевает грустное чувство, столь характерное для многих картин художника. Мы словно сами попадаём в этот пронизанный сыростью осенний день, на аллею, по которой спешит молодая женщина в чёрном, окружённая огромными золотистыми кронами деревьев. Эта фигура удивительно одушевляет пейзаж – это единственное полотно, где в пейзажах Левитана присутствует человек.

В 1879 году, после покушения Соловьева на государя Александра II, совершённого 2 апреля, выходит царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». 18-летнего Левитана высылают из Москвы.

В 1886-1889 годах возвращается в Москву и живет в номерах "Англия" на Тверской улице. Но в 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден снова покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем хлопоты друзей увенчались успехом, и художнику позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой осуждённых гнали в Сибирь.

В 1898 году Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые».

Скончался Левитан также в Москве, 22 июля (4 августа) 1900 год в 8 часов 35 минут утра. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя работа — «Озеро. Русь.» (не закончена).

Исаак Левитан был похоронен 25 июля на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники В.А. Серов (приехавший на похороны из-за границы), А.М. Васнецов, К.А. Коровин, И.С. Остроухов, Н.А. Касаткин, Л.О. Пастернак, В.В. Переплетчиков, К.Ф. Юон, В.К. Бялыницкий-Бируля, художественный критик П.Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника.

22 апреля 1941 года прах был перенесён на Новодевичье. С тех пор могила Исаака Левитана находится в непосредственной близости от могил близких его друзей, — Нестерова и Чехова.


Вечер. Золотой Плёс. 1889

Вечерний звон. 1892

Озеро (Русь). 1895


Останкино

Останкино.

В летние месяцы 1880-1884 годов Иссаак Левитан пишет с натуры в Останкине, под Москвой. К этому времени относятся работы:

Подробнее

Островно

Островно.

В 1893 году проводит лето в ус. Панафидиных в Тверской губ. Знакомится с Вышневолоцким владельцем ус. Островно Ушаковым В.Н. Вместе с С.П. Кувшинниковой Левитан живёт в с. Островно, бывает на озере

Подробнее

Париж

Париж.

С конца 1889 года по начало 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетив Францию и Италию. Это имело большое значение для дальнейшего развития творчества Левитана.

Подробнее





 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Исаак Левитан. Сайт художника.
Главная > Биография > Карта памятных мест
Поиск на сайте   |  Карта сайта