И. Гинзбург - "Левитан". Страница 11
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11
Одним из последних больших достижений художника является уже упоминавшийся «Летний вечер» (1900). Опять перед нами деревня, деревенская околица, за ней полоса луга, за ними низкая, освещенная закатным солнцем, полоса леса. Композиция картины столь же обычна для Левитана, сколь и проста: к лесу «ведут» под углом боковые плетни, обрывающиеся у высоких ворот, и затененная дорога. Никому не придет в голову «усомниться» в этом теплом и тихом вечере. А достигнута эта убедительность очень тонкими и продуманными средствами, которыми в ту пору Левитан владел мастерски. В «Летнем вечере» он показал себя законченным мастером цвета и того «обобщения природы» (его собственное выражение), которого он с большими муками добивался в течение всей своей жизни.
В «Летнем вечере» нет ни одного «лишнего слова»; формы строятся в простые и четкие планы. Задний лесной массив смело, почти пластически вылеплен из светлых широких плоскостей и глубоких теневых провалов; противоположными горизонтальными движениями кисти создан низкий затемненный луг; высоко вверх взлетели перед ним легкие бревна околицы; к последним, в свою очередь, подводит контрастно-«холодная» живопись дороги. Обобщенные цветовые массы смело заменяют здесь мелочную передвижническую детализацию. Но реализм от этого только вы играл, так как обобщение это было не случайным домыслом, а выводом из живого наблюдения. Кисть Левитана бережно отметила все цветовое своеобразие и простую красоту данного места, а мастерское «обобщение природы» привело к тому, что у каждого русского человека найдется в памяти подобный светлый летний вечер.
К 1899-1900 гг. относится также одно из лучших произведений Левитана –«Озеро».
Подобно многим другим его картинам, идея «Озера» вынашивалась художником в течение ряда лет: до нас дошло несколько вариантов. Но и в по «Озеро. Летний день», есть еле записанные участки, а, как известно, Левитан никогда не кокетничал «этюдной небрежностью». Известно также, что он и этим последним вариантом также не был доволен, все хотел впоследствии его изменить, но уже не успел.
В «Озере» мы опять видим солнце, широкое влекущее пространство - на этот раз, веселой синей воды - и дальний пологий берег. Есть сведения, что Левитан хотел в окончательном виде назвать эту картину «Русью». В ней хотел он собрать все свое знание и любовь к родной земле: он видел ее здоровую и радостную мощь, видел ее не в хмурый и печальный, а в ясны и ликующий день. На далеком берегу - узкие полосы хлебных полей, рыжие березы, белое пятно сельской церкви, но ни намека на колонны барской усадьбы - постоянного спутника мирискуснического пейзажа и многих поздних передвижнических картин. Левитан видел красоту русской земли отнюдь не в поэзии дворянского ампира. Он видел эту землю такой, какой она была в его время: страной прекрасной в простоте своей, хотя и усеянной ветхими избами и многочисленными церквами.
Радостное цветовое единство «Озера» достигнуто разнообразнейшими живописными приемами и строится на контрасте основного голубого цвета к рыже-охристым, а мягкие зеленые разрушают схему. Широкая тихая вода создана крупными горизонтальными мазками. Легким треугольником и полосами легла синяя рябь на ее голубом тоне и отражающихся в ней облаках. С исключительным и в то же время «незаметным» мастерством Левитан одной этой синей рябью подчеркивает дрожащую водную поверхность, возвращая к ней глаз зрителя из зеркальной глубины озера. Полосы полей спускаются к воде сплошными, рыхлыми пластами краски. Скульптурно четки белые облака на отвечающем озеру ясном голубом небе. Каждой стихии - свое место и свой метод. Никто после Левитана в русском искусстве еще не смог решить подобной задачи столь же просто и вместе с тем торжественно.
В 1898 г. Левитан принял на себя предложенное ему руководство пейзажным классом того самого Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое ему в свое время так и не пришлось окончить. Он отдался этому делу, как и всему в жизни, со страстью. Но болезнь все больше подтачивала его силы. Она, между прочим, отразилась и на привязанности Левитана к охоте. С начала 90-х годов он не мог больше смотреть на убитую дичь, на ее предсмертную дрожь. И сам видел в этой слабости признак приближающейся смерти.
Зимой 1899-1900 г. Левитан ездил отдыхать в Крым к Чеховым; в эту поездку написал на камине в кабинете А. П. вариант своих известных «Стогов». Был довольно бодр, но жаловался на сердце. Весной 1900 г. он слег, после экскурсии со своими учениками в Химки, на которой простудился. Болезнь с самого начала приняла острую форму, и 22 июля/4 августа 1900 г. Левитан скончался. Последней его - лишь начатой - картиной была «Уборка сена», обещавшая стать одной из самых насыщенных светом и жизнерадостных его вещей.
Как многие большие художники, Левитан не оставил после себя «школы». Его ученики и многочисленные последователи, даже подражая ему до мелочей, так и не поняли до конца его искусства. В работах большинства из них нашли выражение как раз худшие, редкие у самого Левитана, черты расплывчатой сентиментальности и слащавости: их мы видим у Аладжалова и раннего Жуковского, в мирискуснических «усадьбах» Якунчиковой, в приглаженных и нарочито «притушенных» пейзажах Фокина. Никто из русских художников после Левитана не смог подняться до его сдержанного, радостно-правдивого, действительно национального чувства и глубокого знания русской природы, такой, какой она была в его время.
В нашей освобожденной Великой пролетарской революцией стране рождается прекрасная жизнь. Она уже успела до неузнаваемости изменить лицо и самой русской земли, невиданно ярким контрастом отвечая многим пейзажам Левитана, создавая на каждом шагу новую природную красоту. Но тем убедительней и победней «звучат» для нас те картины Левитана, где он запечатлел ее неизменно простые и величавые черты.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11
Портрет С.П. Кувшинниковой (Левитан И.И.) | Левитан (Иван Евдокимов) | Сумерки (Левитан И.И.) |